Статья 11.2 социальная адаптация

Социальная и трудовая адаптация

Важнейшим условием социально-бытовой адаптации инвалидов, а также трудовой, является введение в сознание общества идеи равных возможностей и прав для абсолютно всех граждан. Именно данное понимание сможет обеспечить нормальные взаимоотношения, которые станут основой для комфортного существования людей с различными отклонениями.

Отечественный и зарубежный опыт нередко указывает, что инвалиды, даже имея потенциал для активного участия в жизни общества или работы, все равно не в состоянии его реализовать. Основной причиной этого считается нежелание большей части здоровых людей общаться с инвалидами, а также опасение или отказ предпринимателей их трудоустраивать.

Как правило, такое поведение обусловлено влиянием негативных стереотипов. И пока не будут развенчаны подобные психологические установки, не помогут даже самые действенные соцмероприятия. Стоит отметить, что сама идея адаптации недееспособных граждан в обществе активно поддерживается, но только на словах.

Неоднозначность отношения здоровых граждан к инвалидам, особенно с явными признаками инвалидизации (колясочников, слепых, глухих, больных ДЦП и т. д.) хорошо просматривается.

В России и во многих других государствах последние воспринимаются как люди низшего качества, лишенные определенных возможностей, что приводит, с одной стороны, к сочувствию, а с другой – непринятию как полноценных граждан.

Как следствие, большинство здоровых людей не готовы к тесному сотрудничеству с инвалидами, к примеру, на рабочем месте, а также в ситуациях, где человек с ОВЗ неспособен взаимодействовать наравне с остальными. С этим связан один из основных критериев оценки социально-психологической адаптации инвалидов – отношение к уровню собственной жизни. Почти половина из них считает ее качество неудовлетворительным.

Причем негативная оценка своего существования основывается на нестабильном либо низком материальном положении, и чем меньше доход, тем пессимистичнее взгляды инвалида на жизнь и прогноз будущего. Тогда как у работающих людей, имеющих группу, самооценка и отношение к жизни намного оптимистичнее, что обусловлено более высокой материальной базой, качественной производственной и социальной адаптацией, а также возможностью общения.

Не следует забывать, что инвалиды (как и все остальные) испытывают неуверенность и тревогу за будущее, дискомфорт, напряженность, и потеря работы для них – еще больший стресс, чем для обычного человека. Малейшие изменения доходов или трудности с занятостью способны существенно расстроить таких людей и даже вызвать паническое настроение.

Возможность для инвалида обучаться наравне со здоровыми людьми – путь к социализации

Начало социальной адаптации

Зачем я так долго это расписываю? Чтобы мы посмотрели на социальную адаптацию как на постепенный процесс, который неизбежен. Просто потому что ребенок хочет жить в обществе, жить в ладу с обществом, с возрастом расширяя свой круг общения. Понимаете? Тоже ничего не надо делать специально.

Я понимаю, что эта мысль непривычна. Чтобы лучше ее понять, я расскажу об этапах социальной адаптации.

У человека длинное детство. Оно ему нужно, чтобы вырастить большой мозг, который усваивает огромное количество информации — в том числе и многоуровневую структуру данного общества, все связи в нем и модели взаимодействия. Первичная социальная адаптация происходит до 9 месяцев, когда ребенок находит свою мать после рождения, убеждается в ее безопасности и выстраивает с ней отношения в симбиозе, где ребенок зависим, а мать ведущая. Ведущая роль матери заключается в том, чтобы демонстрировать модели поведения в социуме, поправлять ребенка, если он неадекватен в своих проявлениях, и давать адекватный выход из ситуации.

С 9 месяцев (срок приблизительный) ребенок начинает обращать внимание на окружение. И вот тут — внимание! — он начинает исследовать безопасное окружение, которое ему предоставляет мать, то есть окружение «своих»

Давайте введем таки данные — есть свои, есть чужие. Свои — это то самое поддерживающее окружение, которое удовлетворяет все врожденные ожидания малыша — ожидания принятия, доверия, веры, обратной связи и т.д. Есть чужие — это просто люди, которые во вне. Ну, как есть квартира, а есть улица.

Чужие не плохие, не хорошие. Они могут быть любыми, и с ними надо со временем научиться взаимодействовать, когда будет освоено взаимодействие со своими.

Свои — это база, тыл, к которым ребенок всегда может прийти и передохнуть. Раньше эту роль исполняли семья, род. Сейчас это по большей части друзья и единомышленники. Я имею в виду не только взрослое население, но и детей этих взрослых, которые и образуют ту самую пресловутую детскую стаю.

Не надо создавать какого-то специального общества для ребенка. Он ожидает, что мама и папа — социально активные существа, и у них есть круг общения своих, с которыми он и будет осваивать социальные модели.

Предвижу вопрос: если окружение ребенка будет доброжелательным, то не будет ли он потом в чужом обществе бит и повергнут жестокостью мира и сможет ли постоять за себя? Отвечу: а что, разве среди «своих» не бывает конфликтов? Разве в гостях у подруги, у которой тоже есть ребенок, вы не наблюдаете конфликтов между вашими детьми? Конечно, бывает. Просто когда это свои, вы точно можете быть уверены, что все изначально безопасны для ребенка, не осудят, помогут, поддержат, примут, и то, чему он научится в данном обществе, действительно достойно подражания.

А что делать, если такого общества нет? Вот над чем стоит задуматься.

Основные проблемы адаптации

С точки зрения социума, нормальной личностью можно назвать того человека, который успешно адаптировался к заданным условиям и рамкам. Но это требование, порой,весьма относительно и непостоянно, в зависимости от общества или коллектива, который «выдвигает свои требования». Поэтому основные проблемы адаптации, в большинстве случаев, связаны непосредственно со спецификой заданных социумом условий.

Также проблемы могут быть последствием несоответствия поведения, вызванного личными характеристиками и предпочтением, с заданными заранее условиями коллектива. Так, например, человеку, который по сути своей является робким и нерешительным, весьма проблематично влиться в коллектив или конкурировать с людьми, которые являются более «пробивными» и активными.

В наше время уже широко распространена практика приема на работу или поиск профессионала, в которой обязательным условием является специфический тест на приспосабливаемость и социальную адаптацию кандидата. Это неудивительно, ведь у каждого человека может быть своя индивидуальная реакция на выдвигаемые ему требования, идущие, как это иногда бывает, в разрез с его личными принципами и традициями.

Если относится к развитию индивидуума как к глобальной жизненной стратегии, то его интеграцию в социум и общество стоит понимать, как тактику поведения. Она позволяет субъекту удерживаться в необходимых рамках и границах, делая возможным использование различных вариантов и методов своей собственной реализации. То есть эффективная и углубленная адаптация представляет собой одну из основных предпосылок к успешной профессиональной, культурной или общесоциальной самореализации.

В течение всей жизни многие из людей сталкиваются с различного рода проблемами социальной адаптации. Наиболее часто они возникают при столкновениях с подобными себе в социальных рамках индивидуумами, например, в школьном возрасте, пубертатном периоде, пожилом и пенсионном возрасте. В настоящее время существует различный ряд адаптационных тренингов, который также особо показан сотрудникам социальных групп, поскольку серьезные проблемы с адаптацией могут приводить к весьма плачевным последствиям в виде депрессии, апатии, упадка сил и нарушении психологической гармонии индивидуума.

Игровой формат взаимодействия: как облегчить адаптацию детей

Игровая и социально-трудовая адаптация детей это оптимальные решения для грамотного формирования сильной и ответственной личности ребенка, через игру и труд малыш активно познает окружающий мир.

Совместные игры с мамой или родителями необходимо заменить общением со сверстниками, что поможет малышу научиться общению, проявить собственные черты характера и самореализоваться в рамках первого шага в социальной адаптации.

Отлично помогает адаптироваться в новом окружении хобби ребенка, благодаря которому у него формируются определенные черты характера и появляется чувство уверенности, что важно для современного общества.

Понятие «инвалидность»

Термин «инвалидность» подразумевает под собой особенность развития, заболевание или состояние человека, сопровождающееся ограничениями его жизнедеятельности в различных сферах. Неполноценность личности в настоящее время является проблемой не только ее самой и близкого окружения (семьи, места трудоустройства и т. д.) но также и всего общества.

Происхождение термина «инвалид» идет от латинского слова «volid», что означает «полноценный», «действенный», «могущий». Следовательно, при добавлении отрицательной приставки получается «неполноценный», «недейственный» и т. д. В России, во времена правления Петра I, так называли военнослужащих, неспособных нести дальнейшую службу (из-за болезни, увечья или ранения), которых отправляли на штатные должности.

Одной из самых главных проблем инвалидов считается даже не само отсутствие дееспособности, а отношение остальных людей к ним. Большинство здоровых граждан относятся с чисто медицинской позиции, то есть инвалид в их понимании – это человек, ограниченный в определенной степени в возможности передвигаться, видеть, слышать говорить или писать.

В результате получается парадоксальная ситуация, при которой инвалид воспринимается как полностью больной человек, неспособный к трудовой и учебной, а также к обычной повседневной деятельности. Это формирует и культивирует в обществе мнение, что частично недееспособный человек – обуза, иждивенец, то есть доходит уже чуть ли не до «превентивной евгеники».

Невольно вспоминается история 1933 года, когда после захвата фашистами власти в Германии, создается «Программа эвтаназии Т-4», подразумевающая уничтожение больных старше 5 лет и инвалидов, как нетрудоспособных членов общества. То же самое происходило в Западной Европе и относилось к получившим увечья воинам.

Только после окончания Второй мировой войны в ходе создания и развития общего движения по защите прав человека формулируется понятие «инвалид», включающее в себя лиц с физическими, интеллектуальными и психическими ограничениями. Более конкретное разделение на категории произошло гораздо позже и до сих пор не имеет явных границ в российском законодательстве.

2. Характеристика адаптивных механизмов

Процесс социальной адаптации – это процесс освоения стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем использования принятых способов социального поведения, действия.

В процессе адаптации имеются объективные и субъективные стороны.

Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании принимает участие окружающая социальная среда (родители, друзья и др.), различные социальные институты.

Субъективный процесс связан с личными качествами человека, убеждениями, с социально-психологическим развитием. Проявляется активная роль человека, его желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности.

Эффективному развитию всех механизмов социальной адаптации способствуют взаимодействие объективных социальных условий (социальное происхождение, образовательный уровень), среда обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение), сама личность, которая формируется в зависимости от активной или пассивной позиции, способностей, творческой деятельности, природных задатков.

Процесс формирования механизмов социальной адаптации проходит в трех фазах (деятельности, общения, самосознания), в которых происходит изменение внешней действительности, преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации.

Социальная деятельность – общение, игра, учеба, труд. Механизм адаптации в социальной деятельности имеет этапы: нужда индивида – потребности – мотивы принятия решения – реализация и подведение итогов – оценка. Этот механизм может повториться в зависимости от достигнутых результатов. Социальный работник в случае какой-то неудачи должен найти слабую, недостаточно эффективную сторону в этом механизме и внести необходимые коррективы.

Социальное общение – механизм социальной адаптации человека, который направляет и расширяет круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами, социальными группами. Процесс общения – это потребность, самостоятельный вид деятельности человека, а также взаимодействие социальных работников со своими клиентами.

Социальное самосознание личности – механизм социальной адаптации личности, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Здесь роль социального работника понимается как психолога-педагога, стремящегося сформировать личность, неравнодушную к человеческой беде.

Психологические механизмы адаптации личности.

  1. Когнитивный механизм – включает все психические процессы, связанные с познанием: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение.

  2. Эмоциональный механизм – различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, одобрение, осуждение и др.

  3. Практический (поведенческий) механизм – определенная направленная деятельность человека в социальной практике.

Ребенок познает пространство

Вот новорожденный. Границы его тела неопределенны, он ощущает себя… шаром со ртом. Пространства комнаты огромны по сравнению с ограничивавшими его во внутриутробной жизни стенками матки. В первые 40 дней его основная задача — убедиться в надежности матери и безопасности. Как только эта задача решена, он начинает с маминых рук оглядывать комнату. Для него это — безопасная территория гнезда, а мама — постоянная «точка опоры», центр мира.

По мере освоения тела и овладения навыками ползания и ходьбы, он осваивает разные уровни пространства. Любимые мамины вазочки, пульт от телевизора, красивые кнопочки на компьютере и прочее — все должно быть обследовано и изучено. На ощупь, на вкус, на прочность.

Вы помните, как ваш ребенок познавал вашу квартиру? Он сначала ползал вокруг маминых ног. Потом отползал на границу комнаты и возвращался. Потом отползал за границу комнаты и опять возвращался. И так все дальше и дальше. Он осваивал новое, заходя все дальше и дальше в своей адаптации к этому пространству. А «точкой опоры» была мама. Безопасная мама.

Когда мама выходила с ним на улицу, он внимательно осматривал все, что видит с маминых рук, а маме и в голову не приходило отпустить ползающего ребенка в магазине (ну, я надеюсь) или на проезжей части для изучения «нового пространства». Просто потому, что оно небезопасно. Оно чужое, и у ребенка нет достаточного количества навыков, чтобы адекватно с ним (этим пространством) взаимодействовать.

Ребенок растет, ходит с мамой за руку гулять, потом ходит рядом, потом отбегает на 2 шага, потом на 5. И так, постепенно, наблюдая и пробуя, он осваивает пространство улицы. Узнает, что зеленый человечек — это не глюк, а знак светофора и что на горке можно кататься.

И вот в какой-то прекрасный день он заявляет: «Я пойду гулять один на улицу». И мамаша, хватаясь за сердце, стоит и смотрит в окно, как ее дитятко, сделав круг по двору, возвращается домой. Потом это уже не 15 минут, а час. Потом это автобус и метро. Ребенок в своем познании пространства заходит все дальше и дальше от гнезда — места, которое для него является константой, началом координат.

А теперь представьте мамашу, которой в голову взбрела мысль, что если не оставлять ребенка с трехлетнего возраста на улице одного, то он не сможет научиться нормальной пространственной адаптации. Можно и совсем утрировать пример: она несет его в заведомо опасные места, доказывая всем, что ему (ребенку) все равно придется жить в мире скоростей и машин, и надо начинать приучать его к этой жизни, бросая в самую гущу мира для адаптации. Абсурд?

Когда речь заходит о пространстве, то мы просто живем и передвигаемся сами и своим примером и наставлениями показываем правила жизни в данном пространстве, точно веря и зная, что рано или поздно, ребенок захочет самостоятельности и пойдет осваивать мир, в котором он живет. А со всеми неудачами и поражениями он будет прибегать в родной дом — в безопасность.

Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ

Статья 24. Социальная адаптация

1. Социальная адаптация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве.
2. Меры по социальной адаптации применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении следующих категорий лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации:
1) безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние;
2) лица, отбывающие уголовное наказание, не связанное с лишением свободы;
3) лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;
4) несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия;
5) лица без определенного места жительства;
6) другие категории лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе лица, прошедшие курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию, а также лица, не способные самостоятельно обеспечить свою безопасность, с их согласия.
3. Обеспечение социальной адаптации осуществляется посредством:
1) стимулирования деятельности организаций, предоставляющих рабочие места лицам, нуждающимся в социальной адаптации, а также лицам, прошедшим курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию;
2) предоставления лицам, нуждающимся в социальной адаптации, в том числе лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальных услуг в организациях социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

Методы адаптации персонала

    • наставничество (помощь новичку войти в курс дела, влиться в коллектив, консультирование на начальних этапах его работы более опытным сотрудником).
    • тренинги и семинары (направленные на развитие определенных навыков сотрудника: коммуникативных, овладение ораторским искусством, обучение подготовке презентаций, правила поведения в стрессовых ситуациях и развитие устойчивости к ним и т.п.)
    • беседа (личная беседа нового сотрудника с менеджером по персоналу, непосредственным руководителем, специалистом отдела кадров, в ходе которых новички получают ответы на возникающие вопросы).
    • специальная программа (ролевые игры, специально разработанные программы для укрепления командного духа, сплочения коллектива).
    • экскурсия (ознакомительная экскурсия по структурным подразделениям организации, ее территории, знакомство с историей компании, ее сотрудниками, корпоративной культурой).
    • анкетирование (новому сотруднику предлагают заполнить анкету-отзыв после завершения периода адаптации и прохождения испытательного срока).
    • другие методы (аттестация, тестирование, обучение, день новичка, корпоративные мероприятия и пр.)

Психологическая и социально-психологическая адаптация

Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о «социальной адаптации». Путаницу объяснить очень просто: сложно отделить психологическое от социального там, где речь идет о столкновение индивидуально-психологического с общетсвенным.

Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.

Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.

Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного, ближайшего социального окружения человека:

  • семьи,
  • группы в детском саду (подробнее об адаптации ребенка к детскому саду читайте в статьях https://ourmind.ru/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu, https://ourmind.ru/adaptaciya-v-detskom-sadu),
  • школы,
  • университетской группы,
  • компании друзей,
  • трудового коллектива и так далее.

Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.

Общество само заботится о том, чтобы его новые члены успешно адаптировались. Воспитание, общее образование, трудовая и профессиональная подготовка существуют, в том числе, и как средства достижения успешной социальной адаптации.

Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда:

  • согласовывает свои цели с ценностями общества,
  • научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми,
  • приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,
  • получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся,
  • устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.

По итогам социально-психологической адаптации человек успешно социализируется, то есть усваивает образцы поведения, социальные нормы, ценности, знания, навыки, благополучно функционирует в социуме. Но это еще не все!

Человек не только, грубо говоря, приспособленец, но и творец своей судьбы. Он не только приспосабливается к социальной среде, но и приспосабливает ее под себя, так как ему хочется и удобно!

Человек создает, изменяет, преобразовывает внешние условия жизни так, чтобы они смогли удовлетворить его потребности и способствовали бы достижению целей.

Успешность адаптации зависит не только от того, какие требования предъявляет и что ждет от человека общество, но и от того, к какой личности предъявляются эти требования.

Особенности, возможности, внутренний потенциал помогают не только привыкать к данной реальности, но и изменять, а также создавать новую, максимально комфортную, желанную, лучшую реальность.

Трудности социализации

Основные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России и других странах СНГ связаны с многочисленными социальными барьерами, не дающими им включиться в жизнь современного общества. К сожалению, такая ситуация следствие неправильной политики социализации, направленной только на «здоровых» граждан, и по большей мере выражающей лишь их интересы.

При этом сама структура быта, производства, социальных услуг, а также культуры и досуга практически не приспособлена к нуждам недееспособных людей. Об этом говорят частые скандалы с авиакомпаниями, суть которых в отказе пускать на борт самолета инвалидов-колясочников.

Огромное неудобство для них также связано с отсутствием возможности пользоваться общественным транспортом и иными средствами передвижения. Элементарно, ведь даже подъезды многих домов, к примеру, в Москве не оборудованы спецподъемниками, а иногда попросту закрыты на замок и неизвестно у кого находится ключ.

В отличие от столицы, в небольших городах дело обстоит еще хуже – если инвалид проживает не на первом этаже в доме без лифта, то он автоматически лишается возможности попадать на улицу без посторонней помощи. В результате чего получается, что такие люди становятся социально-демократической категорией с существенным ограничением передвижения, что противоречит Конституции.

Отсутствие необходимой мобильности приводит большинство инвалидов к трудностям с получением образования, адаптации на производстве, и как следствие, снижению уровня доходов. Статистика гласит, что полноценно работать и получать доход, достаточный для удовлетворения своих потребностей, на текущий момент может совсем небольшое количество граждан с ограниченными возможностями.

Ссылка на основную публикацию