Социальная реабилитация инвалидов

Социальная реабилитация

Данный метод нужен инвалидам, которые не могут восстановить себя в личностном плане и не в состоянии организовать свою жизнь, так как оказались в тяжёлой ситуации. Условно программа соцреабилитации делится на несколько частей:

1) Абилитация в быту, важная для детей с ДЦП, а также для не способных разговаривать или видеть, причём это и взрослые инвалиды детства. Всем им дают возможность выработать необходимые навыки. Плюс, в рамках социально-бытовой абилитации подготавливают жильё для удобства человека с ограничениями и помогают семье эффективно взаимодействовать с больным.

2) Ориентация в социуме после наработки новых умений позволяет нормально адаптироваться к общественной жизни. То есть инвалид может обучаться, работать и стать ценной частью социума, а не просто получать гособеспечение и льготы.

Очень важна, помимо всего прочего, профессиональная реабилитация, подразумевающая создание и переоборудование рабочих мест, либо переквалификацию с учётом физических особенностей инвалидов.

Комплексная реабилитация

В комплексную реабилитацию входят:

— социальная;

— медицинская;

— психологическая;

— профессиональная;

— социально-культурная.

Используется такой подход в спецучреждениях, санаториях, медцентрах и тд. Практикуется комплексная реабилитация с учётом индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которую составляют врачи.

При этом все услуги, прописанные в ИПР, должны быть бесплатными для инвалида. Если льготнику приходится приобретать необходимые техсредства и лекарства за свои деньги, на определённых условиях после приобретения он сможет компенсировать затраты из бюджета.

Несмотря на то, что ИПР носит рекомендательный характер, изложенные в ней меры комплексной реабилитации имеют огромную ценность, так как на основе ИПР инвалид может решить многоженство вопросов, начиная от вовлечения в социум и заканчивая бытовыми моментами.

Важно! Выделенные на реабилитацию бюджетные средства нельзя заменить денежным эквивалентом.

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида

Детям с особенностями тоже положена ИПР, но её принципы немного отличаются от прописанных для взрослых

Например, важное значение имеет ранняя реабилитация ребёнка-инвалида, чтобы он быстрее развил полезные навыки и тд. С этой целью реализуются такие реабилитационные методы, как:

— психологические — организация мероприятий для детей;

— медицинские — курсы массажа, ЛФК и прочие процедуры;

— бытовые — улучшение адаптации в быту за счёт наработки умений и пр;

— социокультурные — посещение музеев, театров и организация других видов досуга.

Важно! Чтобы эффективнее помочь ребёнку-инвалиду восстановиться, стать наиболее полноценным и всесторонне его развить, перечисленные мероприятия должны проводиться в комплексе.

Цели и средства социальной реабилитации

  • здравоохранения;
  • образования;
  • профессиональной подготовки и переподготовки;
  • средства массовых коммуникаций и массовой информации;
  • организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
  • общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Виды социальной реабилитации

В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

  • Социально-медицинская — это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.
  • Социально-психологическая — это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригруппо-

вых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

  • Социально-педагогическая — это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
  • Профессиональная и трудовая — формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и впоследствии его трудоустройство.
  • Социально-средовая — восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Учебный план повышения квалификации специалистов по программе “Основы социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов)”

Цель: провести дополнительное образование руководителей и специалистов, занимающихся реабилитацией инвалидов (детей-инвалидов).

Категория слушателей: специалисты со средним и высшим профессиональным образованием, руководители реабилитационных организаций и органов социальной защиты.

Срок обучения: 16 часов и 72 часа.

Режим занятий: 6-8 часов в день.

Форма обучения: очная.

Основы социальной реабилитации инвалидов (детей- инвалидов) – 16 часов 

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Лекции

Практика

Форма контроля

1

Организационно-правовые основы социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов)

8

8

зачет

2

Технологии и методы социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов)

8

3

5

зачет

Итого

16

11

5

Итоговое тестирование

Основы социальной реабилитации инвалидов (детей- инвалидов) – 72 часа 

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Лекции

Практика

Форма контроля

1

Реабилитация как раздел социальной защиты инвалидов. Международные подходы к реабилитации инвалидов. Конвенция о правах инвалидов.  Законодательное и нормативно-правовое регулирование социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) в России. Межведомственное взаимодействие в области реабилитации инвалидов.

12

12

зачет

2

Порядок и условия обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Классификация. Методы и способы подбора. Показания и противопоказания для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Сроки предоставления.

12

2

10

зачет

3

Порядок и условия формирования и реализации ИПРА. Организация социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов). Роль социально-некоммерческих организаций и общественных организаций инвалидов в реабилитации инвалидов. Контроль качества и стандартизация реабилитационных услуг.

12

10

2

зачет

4

Направления, технологии и методы социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов): социально-средовая реабилитация,  социально-психологическая реабилитация, социально-педагогическая реабилитация, социально-бытовая адаптация, социально-культурная реабилитация. Оценка эффективности мероприятий социальной реабилитации на основе МКФ.

16

6

10

зачет

5

Профессиональные стандарты. Система независимой оценки квалификации персонала. Этика и деонтология в работе  персонала социальных организаций

12

6

6

зачет

6

Посещение  современных реабилитационных организаций. Защита расчетно-проектных работ слушателей.

8

3

5

Итого

72

32

40

Итоговое тестирование

Педагогическая реабилитация

Благодаря методам педагогической реабилитации удаётся обучить и всесторонне развить детей-инвалидов, скорректировать их способности к восприятию, запоминанию, передаче информации и тд. А у взрослых можно развить и поддержать творческие умения. В любом случае инвалидов стремятся мотивировать, заинтересовывать в ходе обучения

Как правило, процесс осуществляется в маленьких группах, где каждый получает внимание.

Важно! Чтобы достичь хороших результатов, в педагогическую реабилитацию вовлекают не только инвалидов, но также членов их семей, которым следует выполнять рекомендации специалистов на дому.

Виды основных направлений реабилитации инвалидов

Здесь подразумеваются:

— мероприятия медицинского характера для улучшения здоровья, протезирование, хирургическое и медикаментозное лечение;

— соцадаптация (все виды);

— помощь в профориентации и трудоустройстве;

— физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

Напомним важный момент: по ФЗ No 122 от 22 августа 2004 г. предусматривает ключевые реабилитационные направления должны реализовываться в полной мере. Также инвалиду гарантируются условия для использования различных благ и техсредств. Соответствующий перечень мероприятий, услуг и средств реабилитации утверждён Правительством РФ.

Важно! Расширение реабилитационной среды в регионах продолжается, причём не только за счёт государства, но и благотворительных фондов, санаторных учреждений и иных организаций.

Итоги

Подводя итог, хочется остановиться на западной модели реабилитации, которая даёт возможность гражданам с инвалидностью без проблем получить образование, хорошую работу, вести активную социальную жизнь благодаря мощным финансовым вливаниям от государства. Например, дома инвалидов для нуждающихся в посторонней помощи имеют уровень престижного отеля.

Однако инвалиды, как правило, узко специализированы и всю жизнь занимаются одним делом. То есть профессиональное развитие как таковое отсутствует, интеграция односторонняя и всё нацелено на полезность инвалида стране. Помимо этого, семейные пары с инвалидностью на Западе — достаточно редкое явление, так как многие обладатели особого статуса с юности не развивают сильную волю и характер.

Зачем ИПР инвалиду?

Программа, о которой идёт речь, создана для восстановления у инвалида способностей к работе, самообслуживанию и не только. В целом благодаря реабилитации и абилитации по ИПР человек должен вернуться к прежнему образу жизни.

Важно! Реабилитация подразумевает восстановление утраченной социализации, трудоспособности, а абилитация — приобретение, развитие новых умений, навыков для нормализации жизни.

Как говорилось ранее, ИПР по сути — это своего рода инструкция с комплексом социальных и медицинских мероприятий. Их выполнение входит в обязанности инвалида (хотя возможен отказ), медучреждений, государственных органов и иных организаций. Программа финансируется за счёт федерального и регионального бюджета. То есть, к примеру, указанные в ИПР технические средства реабилитации (ТСР) должны предоставляться нуждающемуся бесплатно.

Что делать в случае возникновения противоречий при заполнении?

По итогу оформления программы гражданин с инвалидностью выражает своё согласие с изложенными рекомендациями путём проставления своей подписи

Но при обнаружении отсутствия желаемых мероприятий и тп., важно написать «С содержанием карты ИПРА не согласен». Далее указывается причина несогласия.

Обжалование допустимо через главное в регионе бюро МСЭ. С заявителем проводят беседу, дополнительное обследование. Если доводы инвалида признают обоснованными, сделают новую ИПР. Документ заверяет должностное лицо региона. Если решение принято не в пользу льготника, следует обратиться в федеральное бюро, соцзащиту и Минтруда. Плюс, возможно рассмотрение вопроса через суд, причём на любом этапе.

Биль о сексуальных правах инвалидов

  1. Результатом борьбы за сексуальное равноправие стал «Биль о сексуальных правах инвалидов» (Chipouras et al., 1979):
  2. Право на половую жизнь.
  3. Право на уединение.
  4. Право на получение информации.
  5. Право на такие необходимые услуги, как консультации по противозачаточным средствам, медицинское обслуживание, консультации по генетическим и сексуальным проблемам.
  6. Право на выбор семейного положения.
  7. Право иметь или не иметь детей.
  8. Право принимать решения, касающиеся собственной жизни.
  9. Право в полной мере реализовать свои возможности.

Чтобы мы не говорили о правах инвалидов, пока это лишь декларации, которые существуют только на бумаге. А если это относится к сексу или сексуальным отношениям людей с физическими ограничениями подвижности, то приобретает в обществе роль первобытного «ТАБУ». Но, несмотря ни на что, инвалиды, как и все люди, стремятся к тому, чтобы любить и быть любимыми.

Сейчас доказана возможность получения оргазма при ТБСМ окольным путем через Вагус (Б.Комиссарук, США). Оргазм инвалиды также получают при стимуляции атипичных эрогенных зон. Спинальники могут иметь детей, с помощью электроэякуляции (Бридли,1981), которую сейчас в США используют даже в домашних условиях. К тому же после электростимуляции срамного нерва у большинства больных проходит спастичность нижних конечностей. Это состояние сохраняется до 8 часов.

«Срамной нерв – король органов малого таза» – его стимуляция позволяет восстанавливать функцию мочевого пузыря, прямой кишки и половых органов.

Сексуальными нейрогенными проблемами лежачих больных должны заниматься врачи урологи – андрологи, имеющие опыт и определенный уровень знаний и владеющие методами диагностики и реабилитации этой сложной патологии. Активная половая жизнь – это борьба с конгестией, дополнительная выработка и обмен гормонами, получение удовольствия и хорошее качество жизни – основного показателя здоровья человека. К тому же секс – это единственная парная функция человека, от которой зависит сохранение и благополучие основной ячейки общества – семьи.

А сейчас: «Спасение утопающих есть дело рук самих утопающих!»

«Кому надо ЗАЧЕМ жить, тот найдет любое КАК!» (Ф.Нитше)

Оставаться «овощем» или быть «настоящим полковником» – решать тебе. (П.К. Помазов)

«Отнесись к больному так, как хотел бы, чтобы относились к тебе в его ситуации»

Мы можем организовать оказание помощи инвалидам спинальникам в домашних условиях

Литература:

П.П.Салов Нейрогенные дисфункции тазовых органов. Новокузнецк, 2002.- 592с.

Медицинская реабилитация

В реабилитации данного плана предусмотрены все подходящие меры, применяя которые можно вернуть больному человеку часть его способностей, функций. Не исключается также полное восстанавление после недуга или травмы. Как правило, в медреабилитацию входят:

— протезирование;

— реконструктивная хирургия;

— санитарно-курортное лечение;

— ортезирование (когда для нормальной деятельности конечностей, а также для их фиксации и коррекции используют особые конструкции).

Для большей результативности метода дополнительно инвалидам могут рекомендовать:

— ультразвук — процедура обезболивает, убирает отёчность, запускает регенерацию тканей;

— лечебный массаж — он улучшает обменные процессы, кровоток, предупреждает пролежни;

— ЛФК — полезна для аккуратной разработки мышц и суставов, улучшения координации и двигательной активности (здесь часто используют тренажёры);

— физиотерапию — здесь, например, лечение водами или электротоками, прогревания и эрготерапия (разновидность ЛФК, служащая для возобновления навыков самообслуживания).

Важно! Положительный эффект достигается только при длительной реабилитации.

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов — система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Социальная поддержка инвалидов обеспечивается из федерального бюджета и региональных.

Социальная защита в регионах

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:

1) участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

2) принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

3) участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;

4) разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;

5) осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;

6) предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

7) содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости;

8) осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

9) финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;

10) содействия общественным объединениям инвалидов;

11) направления межведомственного запроса о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Ссылка на основную публикацию