Пенсия для неработающих граждан

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем ().

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до трех месяцев. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более трех месяцев и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;
  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости ().

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят: 

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей ().

По поводу нетрудоспособного наследника вопрос

31. При определении наследственных прав в соответствии со статьями 1148 и 1149 ГК РФ необходимо иметь в виду следующее: а) к нетрудоспособным в указанных случаях относятся: несовершеннолетние лица (пункт 1 статьи 21 ГК РФ); граждане, достигшие возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») вне зависимости от назначения им пенсии по старости. Лица, за которыми сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 названного Федерального закона), к нетрудоспособным не относятся; граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы (вне зависимости от назначения им пенсии по инвалидности); б) обстоятельства, с которыми связывается нетрудоспособность гражданина, определяются на день открытия наследства. Гражданин считается нетрудоспособным в случаях, если: день наступления его совершеннолетия совпадает с днем открытия наследства или определяется более поздней календарной датой; день его рождения, с которым связывается достижение возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, определяется датой, более ранней, чем день открытия наследства; инвалидность ему установлена с даты, совпадающей с днем открытия наследства или предшествующей этому дню, бессрочно либо на срок до даты, совпадающей с днем открытия наследства, или до более поздней даты (пункты 12 и 13 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»); в) находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти — вне зависимости от родственных отношений — полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат. При оценке доказательств, представленных в подтверждение нахождения на иждивении, следует оценивать соотношение оказываемой наследодателем помощи и других доходов нетрудоспособного. Нетрудоспособный гражданин — получатель ренты по договору пожизненного содержания с иждивением, заключенному с наследодателем — плательщиком ренты (статья 601 ГК РФ), не наследует по закону в качестве иждивенца наследодателя; г) нетрудоспособные иждивенцы наследодателя из числа лиц, указанных в пункте 2 статьи 1142 ГК РФ, наследующих по праву представления, которые не призываются к наследованию в составе соответствующей очереди (внуки наследодателя и их потомки при жизни своих родителей — наследников по закону первой очереди), наследуют на основании пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 1148 ГК РФ, то есть независимо от совместного проживания с наследодателем. Совместное проживание с наследодателем не менее года до его смерти является условием призвания к наследованию лишь нетрудоспособных иждивенцев наследодателя, названных в пункте 2 статьи 1148 ГК РФ (из числа граждан, которые не входят в круг наследников, указанных в статьях 1142 — 1145 ГК РФ); д) самостоятельное наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя в качестве наследников восьмой очереди осуществляется, помимо случаев отсутствия других наследников по закону, также в случаях, если никто из наследников предшествующих очередей не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119 ГК РФ), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.

32. При разрешении вопросов об осуществлении права на обязательную долю в наследстве необходимо учитывать следующее: а) право на обязательную долю в наследстве является правом наследника по закону из числа названных в пункте 1 статьи 1149 ГК РФ лиц на получение наследственного имущества в размере не менее половины доли, которая причиталась бы ему при наследовании по закону, в случаях, если в силу завещания такой наследник не наследует или причитающаяся ему часть завещанного и незавещанного имущества не составляет указанной величины;

Есть ли возможность продления срока начисления выплат и за какие заслуги?

В некоторых случаях гражданин, обратившийся в центр занятости, может претендовать на продление выплаты пособия, а также досрочный выход на пенсию.

Это касается следующих случаев:

Если в службу занятости обращается мужчина, возраст которого менее 60 лет, или женщина, не достигшая 55 лет, а их страховой стаж соответственно 25 и 20 лет или более, а также они имеют необходимый стаж на соответствующих видах работ, что дает им возможность выйти на пенсию раньше срока

С учетом продления выплаты пособия по безработице не могут длиться более 24 календарных месяцев в течение 36 календарных месяцев.
Нужно обратить внимание на то, что в страховой стаж входит не только трудовая деятельность, но и иная, во время которой осуществлялись взносы в пенсионный фонд.

Если гражданин является безработным, но потерял работу он из-за ликвидации организации, или в связи с сокращением штата работников, а найти новое место работы нет возможности, то центр занятости может назначить гражданину (с его личного согласия) пенсию, которую он будет получать до момента возникновения у него права на получение трудовой пенсии по старости.Возможно это не ранее, чем за 2 года до наступления такого возраста.

  • возраст 53 и 58 лет для женщин и мужчин;
  • наличие общего стажа не менее 20 и 25 лет.

Таким гражданам начисляется пособие свыше 12 месяцев. Период будет зависеть от того, на какой срок их стаж превышает норму, необходимую для назначения пенсии по старости (по возрасту).

Важно! За каждый год работы сверх нормы добавляется 2 календарные недели.

Для принятия решения об увеличении продолжительности выплат пособия по безработице порядок действий будет следующий:

  1. Гражданин обращается в центр занятости, где он уже состоит на учете, к сотруднику, занимающемуся регистрацией граждан в качестве безработных, с просьбой продлить выплату пособия свыше 12 месяцев на основаниях ст. 32 Закона РФ №1032-1.
  2. Безработный составляет заявление с просьбой о содействии в получении информации об имеющемся страховом стаже от пенсионного фонда. Эта информация выступает в качестве подтверждения оснований для дальнейшего начисления пособия.
  3. После получения выписки из пенсионного фонда сотрудник центра занятости на основании данных о безработном и его стаже рассчитывает размер выплат и сроки их продления.
  4. Решение о дальнейшей выплате пособия оформляется в виде приказа, заверенного директором центра занятости.
  5. После принятого решения безработный гражданин знакомится с приказом, свое согласие с размером установленных выплат и сроком он подтверждает личной подписью.
  6. Все составленные и подписанные обеими сторонами документы прилагаются к личному делу безработного гражданина.

Важно! Отказ в увеличении продолжительности выплаты пособия по безработице при имеющихся на то основаниях, безработный гражданин вправе обжаловать в органе исполнительной власти субъекта РФ или Федеральной службе по труду и занятости.
Предлагаем вам ознакомиться и с другой полезной информацией о пособии по безработице:

  • Какие сложности могут возникнуть с получением выплаты и как их решить?
  • Причины прекращения и приостановления выплаты.
  • Для чего нужна справка о среднем заработке при оформлении выплаты и как ее получить?

Обращаясь в центр занятости для постановки на учет и дальнейшего поиска работы, а также получения денежного пособия по безработице, следует учитывать, что в большинстве случаев этот период времени войдет в стаж, но даже время, когда центр занятости выплачивает пособие, никаким образом не отражается на пенсионных выплатах в будущем.

Позиции ФАС и ВАС

Статья 3 Закона N 1032-1 определяет порядок и условия признания безработными только одной из категорий граждан, обращающихся в органы службы занятости, а именно: трудоспособных, обратившихся по месту жительства, не имеющих работы и заработка, готовых приступить к работе и зарегистрированных в целях поиска подходящей работы. Однако все граждане, независимо от их отношения к занятости и места жительства (пребывания), включая высвобождаемых, имеют право на личное обращение в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве и на регистрацию в целях поиска работы.

Орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение установленного ст. 178 ТК РФ периода времени со дня увольнения при соблюдении совокупности условий (перечень является исчерпывающим):

  • обращение работника в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения;
  • факт нетрудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения.

Формулировка понятия “работник” приведена в ст. 20 ТК РФ. Это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Значит, под уволенным работником следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации были трудовые отношения с определенным работодателем.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В силу п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости (в том числе досрочно).

Согласно п. 8 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458, учреждения службы занятости регистрируют в целях поиска работы именно безработных граждан. Таким образом, поскольку пенсионер не может быть признан безработным, он и не должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службе занятости (п. 17 Порядка).

Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Например, ФАС ВВО в одном из своих постановлений указал следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона N 1032-1 работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.

Лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций).

Положена ли индексация пенсий самозанятым пенсионерам

А полагается ли индексация пенсии, если гражданин, уже будучи неработающим пенсионером, зарегистрируется в качестве плательщика НПД? По информации из аппарата вице-премьера Т.Голиковой, в этом случае он не считается трудоустроенным, то есть работающим, по следующим причинам:

  • у него не идет трудовой (страховой) стаж;
  • он не считается застрахованным лицом – в соответствии со ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном страховании» № 167-ФЗ от 15.12.2001.

В связи с тем, что самозанятые пенсионеры не считаются работающими, они могут рассчитывать на ежегодную индексацию страховых пенсий.

Напомним, что страховые пенсии перестают индексировать, если их получатели официально трудоустраиваются (ст. 26.1 закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ). Такое правило было установлено с 1-го января 2016 года (закон № 385-ФЗ от 29.12.2015 г.). В статье 26.1 говорится, что она касается лишь застрахованных лиц, за которых уплачиваются взносы в Пенсионный фонд. Самозанятый пенсионер, платящий 4 или 6 процентов НПД, пенсионных взносов не платит – они не входят в этот налог (ст. 15 закона № 422-ФЗ).

Другое дело, если самозанятое лицо захочет перечислять часть заработанных денег в Пенсионный фонд в добровольном порядке, заботясь о грядущей старости. Тогда он действительно лишается права на индексацию страховой пенсии.

Также самозанятый пенсионер, индексация пенсии для которого находится под вопросом, одно из подтверждений, что он является неработающим, может подчерпнуть из Трудового кодекса. В частности, ст. 20 ТК РФ считает работником лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем путем оформления трудового договора. Ничего подобного при оформлении пенсионера в качестве самозанятого не происходит, т.к. он в этом случае работает на себя.

Самозанятый пенсионер — является ли работающим

По достижении определенного возраста российские граждане выходят на заслуженный отдых. Несмотря на получение от государства ежемесячных выплат, пенсионерам не хватает средств для удовлетворения всех потребностей. В результате многие граждане вынуждены искать источники получения дополнительного дохода. Работодатели крайне неохотно трудоустраивают пенсионеров, поэтому им приходится рассматривать варианты ведения собственного бизнеса. Но, чтобы не лишиться финансовой поддержки от государства, им следует заранее узнать, может ли пенсионер быть самозанятым, и подлежит ли его вид деятельности налогообложению.

Большинство граждан не знают, считаются ли самозанятые пенсионеры работающими. Они не решаются начать самостоятельную деятельность, так как боятся лишиться права на пенсионные выплаты. Размер ежемесячной пенсии формируется из разных факторов:

Сколько пенсионеров в России

Ежегодно в России увеличивается количество граждан пенсионного возраста. Следовательно, возрастает нагрузка как на трудоспособных граждан, так и на государство в целом. Поэтому органы власти стремятся модернизировать пенсионную систему для сокращения затрат.

“И зарплаты из тени выводить надо…” Да наши правители только то и делают, что загоняют зарплату в тень своими дурацкими налоговыми “реформами”. И вообще, почему за пенсионное обеспечение должны расхлебывать только работающее население? Почему государство не пополняет этот фонд из других источников? Ах да, другие источники работают на экономику США, и то только в остаточном варианте: то что остается от доходов олигархов после того, как они отправят свои доходы в офшоры. А восстанавливать промышленное производство, создавать рабочие места и за счет этого иметь доходы в бюджет, наше правительство и не умеет (кадры не те) и не хочет – лишние заботы. Надо нам выписать из Китая наемного гастербайтера-президента, пусть немного порядок наведет в России.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в СПб ГАУ «ЦЗН» по месту жительства.
  2. Подает необходимые документы.
  3. В случае принятия СПб ГАУ «ЦЗН» положительного решения — получает денежные средства на лицевой счет.

Перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице:

  1. Отказ безработного гражданина в период безработицы от двух вариантов подходящей работы.
  2. Отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.
  3. Явка безработного гражданина на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.
  4. Увольнение гражданина с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
  5. Отчисление гражданина, направленного на профессиональное обучение центром занятости населения, с места обучения за виновные действия.
  6. Нарушение безработным гражданином без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного.
  7. Самовольное прекращение гражданином профессионального обучения по направлению СПб ГАУ «ЦЗН».

Основание для приостановления предоставления государственной услуги в виде стипендии:

Нерегулярное посещение занятий без уважительной причины гражданином, проходящим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости.

Перечень оснований для прекращения предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице:

  1. Признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032‑1 «О занятости населения в Российской Федерации».
  2. Прохождение профессионального обучения по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии.
  3. Длительная (более месяца) неявка безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
  4. Переезд или переселение безработного в другую местность.
  5. Попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
  6. Осуждение лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы.
  7. Назначение пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032‑1 «О занятости населения в Российской Федерации», либо назначение трудовой пенсии по старости, в том числе досрочное назначение трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначение пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
  8. Отказ от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина).
  9. Смерть безработного гражданина.

Перечень оснований для прекращения предоставления государственной услуги в виде стипендии:

  1. Истечение периода обучения гражданина.
  2. Самовольное прекращение обучения гражданином, проходящим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости.
  3. Смерть гражданина в период профессионального обучения.

Перечень оснований для прекращения предоставления государственной услуги в виде материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице:

  1. Истечение периода оказания материальной помощи.
  2. Снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного.
  3. Смерть безработного гражданина.

Перечень оснований для прекращения предоставления государственной услуги в виде материальной помощи в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости:

  1. Истечение периода обучения.
  2. Самовольное прекращение обучения гражданином.
  3. Смерть гражданина в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости.

Пособия по безработице

Размер пособия по безработице будет увеличен в России впервые за последние десять лет. Минимальный размер пособия по безработице вырастет с 1 января 2019 года с 850 рублей до 1500 рублей в месяц. Что касается максимального размера пособия по безработице, то он, по словам Голиковой, возрастет с начала года с 4900 до 8000 рублей.

Для граждан в предпенсионном возрасте, то есть за пять лет до общеустановленного пенсионного возраста, пособие по безработице составит 11 280 рублей. Оно будет уравнено с размером МРОТ и уровнем прожиточного минимума трудоспособного населения.

Сегодня пособие по безработице выплачивается из федерального бюджета гражданам, признанным безработными в установленном порядке. Размер этого пособия устанавливается правительством. Он не менялся в России с 2009 года.

В 2005 года минимальное пособие по безработице было установлено на уровне минимального размера оплаты труда на тот период и равнялось 720 рублям. Размер максимального пособия был в четыре раза больше — 2880 рублей.

В 2008 году эти величины были увеличены, и минимальное пособие по безработице стало равняться 781 рублю, а максимальное — 3124 рублям. В 2009 году эти суммы выросли до 850 рублей и 4900 рублей соответственно, и с тех пор не менялись.

В апреле 2018 года Министерство труда и социальной защиты России вынесло на общественное обсуждение законопроект, призванный упростить назначение пособия по безработице. По мнению ведомства, изменение условий и сроков выплаты пособия по безработице позволят увеличить его размер. В результате максимальная величина пособия по безработице может повыситься до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России, а минимальная величина пособия по безработице — до 30% от максимальной.

Правительство готовится повысить пособия по безработице одновременно с повышением пенсионного возраста. 14 июня 2018 года премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил о планах поэтапного повышения пенсионного возраста. Он пояснил, что повышение пенсионного возраста начнется уже в 2019 году, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034 году (в настоящее время мужчины выходят на пенсию в России при достижении возраста в 60 лет, а женщины — 55 лет).

Позднее президент России Владимир Путин предложил установить возраст выхода на пенсию для женщин в 60 лет.

К началу лета 2018 года общая численность безработных в России составила, по данным Росстата, 3,608 млн человек, или 4,7% экономически активного населения. По прогнозу Минэкономразвития, уровень безработицы может снизиться с 5,2% в 2017 году до 4,6% в 2023-2024 годах.

Общая численность рабочей силы составила 76,1 млн человек (52% от общей численности населения страны).

Ссылка на основную публикацию