Иппотерапия при дцп

Иппотерапия для детей

Некоторые думают, что занятия иппотерапией нужно начинать с семи лет. На самом деле к лошадям нужно обращаться за помощью с момента выявления патологии. Для страдающих ДЦП это становится особо важным, поскольку на формирование и развитие двигательных рефлексов нужно время.

Дети часто боятся подходить к лошади. Опытные инструкторы по лечебной верховой езде никогда не оставят подопечного с конем один на один, помогут преодолеть страх перед животным с помощью игры. На сеансах иппотерапии помимо пациента, инструктора по ЛВЕ и обученного коня всегда присутствует коневод и несколько помощников.

Иппотерапия как метод реабилитации очень эффективна. После того, как ребенок начинает заниматься верховой ездой, у него улучшается речь, возрастает двигательная активность, он становится более выносливым и ловким.

Иппотерапия при ДЦП

Основными проблемами у больных ДЦП являются сложности с вертикализацией,
с поддержанием равновесия, выполнением целенаправленных действий, а также с
произвольными движениями в пораженных конечностях.

В настоящее время существуют различные способы реабилитации больных
с данным заболеванием. Кроме занятий лечебной физкультурой, курсов
массажа, различных физиотерапевтических процедур, перспективным является
применение гимнастического комплекса упражнений в бассейне, лечение
лекарственным средством, содержащим ботулиновый токсин (препарат Botox),
комплексная лазеротерапия, хирургическая коррекция. Однако все эти методики
позволяют уменьшить мышечный тонус, увеличить объем пассивных движений,
но не помогают приобрести новые активные двигательные навыки. Такими
возможностями обладает верховая езда на лошади. Именно многогранность
воздействия, одновременного сочетания повторяющихся разнонаправленных
движений тела, легкого массажа внутренней поверхности ног, позитивного
психотерапевтического эффекта от общения больного ребенка с лошадью
определяют уникальность иппотерапии.

Общий принцип устранения нарушений при ДЦП состоит в том, что вначале
пассивно, а затем пассивно-активно отдельным частям тела пациента придаются
положения, противоположные существующим установкам

Важно разрушить
механизмы непроизвольного, одновременного движения в пораженной и здоровой
конечностях, характерные для заболевания

Как известно, идущая лошадь передает всаднику более ста разнообразных
движений. Преимущество иппотерапии заключается в возможности многократного
повторения всех этих движений, при этом удается избежать монотонности,
как при занятиях на тренажере — лошадь не может надоесть. Повторяющиеся
колебательные движения тела носят диагональный характер, в виде чередующихся
растягивания, сжимания, вращения отдельных частей тела. Разнонаправленные
действия всадника, выполняемые на лошади, помогают ему осознать движение,
научиться регулировать мышечный тонус и приобрести необходимые
двигательные навыки. Выполнение упражнений, направленных на выпрямление
туловища, позволяет осуществить коррекцию равновесия и двигательной
активности в соответствии с физиологическим развитием.

Залогом уверенной посадки на лошади является расслабленное положение
всадника, позволяющее правильно реагировать на все движения животного.
На занятиях больные ДЦП учатся расслабляться, что способствует в конечном
итоге уменьшению тонуса мышц. Родители, чьи детки занимаются на лошадках,
единодушно отмечают значительное улучшение их эмоционального и физического
состояния. Большинством определено в первую очередь улучшение осанки, более
правильное положение спины при ходьбе

Обращает на себя внимание расширение
возможностей в разведении и отведении ног в стороны, что способствует
улучшению походки ребенка

Занятия проходят в игровой форме. Игры и упражнения способствуют адаптации
всадника, преодолению страхов высоты, непривычного положения, движения

лошади под всадником. В дальнейшем, когда адаптационный период к езде верхом
проходит, игры помогают разнообразить занятия, сделать их увлекательными и
максимально полезными для всадника.

К сожалению, мышечный тонус может вновь повышаться при отсутствии
регулярных реабилитационных мероприятий. Безусловно, процесс реабилитации
больных, страдающих ДЦП, носит длительный характер, требующий
настойчивости и целеустремленности, как от детей, так и от их родителей.

На основе наблюдений, можно говорить о следующих изменениях:

· снижение количества и амплитуды гиперкинезов;

· уменьшение проявления атаксии;

· увеличение объема движений в суставах, а также определенных случаях
возникновения движения в бывших ранее неподвижными суставах;

· снижение патологического тонуса;

· улучшение походки;

· более качественном выполнение физических упражнений, в том числе
управления лошадью;

· восстановление и формирование прикладных двигательных актов (сидения,
стояния, ходьбы, манипуляции с предметами и т.д.);

· снижение реактивности и тревожности;

· улучшение самочувствия, активности и настроения;

· отчетливой тенденции к проявлению самостоятельности и независимости у
инвалидов, воспитывающихся в семьях и привыкших к гиперопеке.

А. Денисенков, Н. Роберт, И. Шпицберг « Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе»

Как происходит иппотерапия

Во время езды верхом на лошади, ее всадник получает исходящие от нее вибрации. Древнекитайская медицина говорила о том, что у человека в месте копчика и промежности находятся жизненно важные энергетические центры, что обосновывает пользу иппотерапии. Ритмичный шаг лошади дает только 90-160 импульсов именно в эту зону, что помогает наладить гармонию внутри себя и избавиться от многих болезней. Именно такие неоднородные импульсы активно воздействуют на суставы и позвоночник, укрепляют мышцы спины, улучшают зрение, слух, а также благотворно сказываются на функционировании спинного мозга.

Обычно иппотерапия выполняется групповыми занятиями, но иногда может проводиться индивидуально, в зависимости от сложности заболевания у человека. Инструктор, который будет помогать в таком деле, должен обладать высшим образованием в сфере педагогики, медицины либо психологии, а также обладать всеми навыками верховой езды и иметь сертификат о прохождении курсов по обучению инструкторов иппотерапии.

На первом этапе упражнения иппотерапии могут длиться не более 15 минут, но по окончанию продолжительность одного курса составит 1 час. Повторение занятий не должно быть меньше 2-3 раз в неделю, общий курс иппотерапии составляет минимум 6 недель. Если речь идет о хронических осложненных заболеваниях, лечение иппотерапией может проводиться годами.

Не стоит путать иппотерапию с обычной секцией верховой езды, так как данное лечение основывается на соблюдение нескольких правил:

  • Внимательный расчет физических нагрузок, гибкий контроль над ними.
  • Грамотное рациональное увеличение нагрузок, не вредящее здоровью человека.
  • Человек должен быть предрасположен к занятиям с лошадью, а также проявлять активное взаимодействие и участие в реабилитации.
  • Тренер должен уметь правильно подобрать лошадь к тому или иному заболеванию человека.
  • Верховая езда лечебного профиля должна проводиться в комплексе с прочими методиками борьбы с болезнями.

В качестве помощника выбирают только таких лошадей, которые являются квалифицированными специалистами, отобранными из лучших особей и прошедшими обучение.

В процессе езды верхом необычайные метаморфозы происходят с психикой человека, который отрывает для себя неизведанный мир и единство с природой. Это помогает человеку повысить самооценку, снять напряжение и стресс, вселить веру в лучшее, умиротворить и дать ощущение стабильности. Доказано, что в процессе регулярных тренировок верхом на лошади, пациенты улучшают память, усиливают свою концентрацию внимания, задают правильный ритм организму.

Помимо этого, иппотерапия выполняет функцию «естественного подогрева». Температура тела здоровой лошади составляет 38-50°С, при тесном контакте с ней у человека расширяются сосуды, ускоряется кровообращение и кислородное питание мозга. Такой эффект можно сравнить разве что с тепловым целительным массажем.

Механизм лечебного действия иппотерапии

развитии у детейБиомеханический факторoэмоциональный факторшизофренииолигофрениясиндром Даунарассеянный склерозалкоголизмнаркоманияневрозахПолезное терапевтическое действие биомеханического фактора иппотерапии обусловлено следующими механизмами:

  • Колебания, идущие от спины движущейся лошади в трех плоскостях. Данные ритмичные колебания передаются всаднику и заставляют его поочередно напрягать и расслаблять мышцы туловища, ягодиц и ног, чтобы удержаться в седле. Подобное сокращение и расслабление мышц способствует нормализации их тонуса, устранению гиперкинезов и выработке правильной позы, которая переносится на обычную жизнь.
  • Постоянные ритмические колебания, идущие от лошади, заставляют человека вырабатывать новые рефлексы, направленные на поддержание равновесия и координации движений. Приобретаемое чувство равновесия сопровождается развитием симметрии, то есть мышцы, суставы, связки и парные внутренние органы (почки, мочеточники и др.) приобретают одинаковые свойства и функциональную активность с правой и с левой сторон. Благодаря симметрии проходят нарушения моторики одной из сторон тела, характерные для таких заболеваний, как сколиоз, ДЦП и др.
  • Нормализация обмена веществ с его перестройкой на оптимальный режим.
  • Разогрев и массаж мышц тазового дна, ног и ягодиц, а также внутренних органов за счет плавных, но ритмических движений лошади, а также биологического тепла ее тела, приводит к нормализации мышечного тонуса и улучшению кровотока в органах и тканях. Такое улучшение кровотока положительно сказывается на состоянии и функционировании всех органов и систем, в том числе головного мозга.
  • Имитация движений человека, идущего шагом, происходящая за счет колебательных движений ног и таза, расположенных на крупе лошади. Причем при движении лошади имитируются сложные трехмерные колебания в ногах и тазобедренных суставах, присущие обычному человеческому шагу. Такая имитация очень важна для людей, которые обездвижены или их двигательный стереотип очень далек от правильного, поскольку позволяет наработать мышечную память и впоследствии начать ходить.
  • Задействование сразу всех мышц тела, поскольку даже для простого сидения на лошади во время ее движения шагом нужно сохранять равновесие. А для поддержки равновесия человек инстинктивно заставляет работать все мышцы тела, чтобы не упасть с лошади. Такой неизбирательный эффект заставляет включаться в интенсивную работу как здоровые, так и пораженные мышцы, обеспечивая развитие первых и формирование нормальных двигательных стереотипов у вторых. В результате сформировавшийся при поездке на лошади двигательный стереотип переносится в обычную жизнь, благодаря чему человек становится способным совершать больший объем движений с высокой точностью.
  • Физическая нагрузка на мышцы путем моторно-висцеральных рефлексов улучшает работу внутренних органов, тем самым профилактируя их заболевания.

параличахпарезахпосттравматических расстройствах

История иппотерапии

Еще во времена античности знаменитый на весь мир Гиппократ говорил о том, что общение в лошадью помогает людям быстрее восстанавливаться после ранений и операций. Если же смотреть с точки зрения всей Европы, современная медицина стала признавать иппотерапию как методику лечения около 40 лет назад. Первыми ее признали и одобрили Скандинавские страны, после этого немецкие ученые и медики стали практиковать лечебную верховую езду, позже к ним присоединились такие страны, как Франция, Швейцария, Голландия, Польша, Великобритания и другие.

По всему миру стали массово создаваться специальные центры реабилитации и ЛВЕ. Сегодня только в Штатах насчитывают более 1000 таких учреждений, 700 групп открыто в Великобритании, где проходят курсы терапии около 26 тысяч пациентов. Польша на сегодня предлагает 60 центров по ЛВЕ, где лечат различные патологии.

В России практиковать иппотерапию стали с момента возникновения Детского Экологического Центра (ДЭЦ) «Живая нить» в 1991 году в столице. После удачного опыта такие курс стали плановой программой многих реабилитационных центров страны.

А подтолкнуть к популяции и развитию конной терапии получилось у жительницы Дании Лиз Хартел, которая всю жизнь занималась конным спортом. После страшного диагноза полиомиелит, спортсменка стала инвалидом и очутилась в инвалидной коляске. Но благодаря занятиям верховой езды спустя время она смогла встать на ноги. Мало того, на очередных Олимпийских играх она даже получила серебряную медаль в скачках. Благодаря этому сегодня около 45 стран практикуют иппотерапию.

Противопоказания к занятиям иппотерапией

Иппотерапия противопоказана и не может проводиться ни при каких обстоятельствах при наличии у взрослого или ребенка следующих состояний или заболеваний:

  • Аллергические реакции на шерсть, пот, запах лошади или на сенную пыльцу в шерсти;
  • Острый период любых инфекционных заболеваний;
  • Открытые раны, пролежни или порезы;
  • Безудержный страх перед лошадью;
  • Отслойка сетчатки;
  • Повышенное внутриглазное давление;
  • Состояния после операций (в течение 3 месяцев после хирургического вмешательства);
  • Переломы костей (заниматься иппотерапией можно не ранее, чем через 6 месяцев после заживления перелома позвоночника, 3 месяца после перелома рук или ног);
  • Вывих бедра;
  • Болезнь Пертеса;
  • Нестабильность шейных позвонков (С1-С2);
  • Сколиоз поясничного отдела позвоночника (L1-L2);
  • Острый период болезни Шейермана;
  • Форма болезни Шейермана, охватывающая поясничный отдел позвоночника;
  • Сколиоз 3 – 4 степеней;
  • Склонность к дископатии;
  • Смыкание позвонков более 5 мм;
  • Деформирующий спондилоартроз;
  • Некроз костей (острая фаза заболевания);
  • Мышечная слабость;
  • Острые фазы мышечной дистрофии;
  • Гемофилия;
  • Острый период психических расстройств;
  • Ожирение 3 – 4 степеней;
  • Остеомаляция (размягчение костей);
  • Ломкость костей.

К таким относительным противопоказаниям относят следующие состояния или заболевания:

  • Частые эпилептические приступы;
  • Тяжелая умственная отсталость;
  • Остеопороз;
  • Зафиксировавшиеся деформации костей, миозиты и резкое ограничение движений.

Результат посещения занятий

Иппотерапия для детей дает потрясающие результаты и, что немаловажно, не имеет побочных действий. Два эти фактора делают данный вид лечения прекрасным дополнением к основной программе реабилитации, которую назначает врач

Уникальность эффекта выздоровления с помощью лошади, разумеется, заключается в участии в процессе самого животного. Ни один тренажер не сможет повторить те незапрограммированные движения, которые делает лошадь. Они вынуждают всадника держать спину или, по крайней мере, всеми силами стремится к этому, и напрягают множество других мышц, которые плохо задействованы в обычных условиях. При посещении ипподрома в психотерапевтических целях результат достигается благодаря успокаивающему эффекту прогулки на свежем воздухе, четкой ритмичности шага лошади и самому факту общения с этим умным животным.

Иппотерапия подключает к работе ресурсы организма ребенка, которые не используются при каких-либо других занятиях — это, пожалуй, главный секрет результативности данного метода лечения.

Результаты занятий:

  • Уменьшается спастичность мышц, появляется подвижность
  • Улучшается координация и ощущение своего тела в пространстве
  • Мышечный тонус приходит в норму
  • Развивается мелкая моторика
  • Появляется уверенность в себе
  • Снижается возбудимость, агрессивность, а также и замкнутость, пассивность
  • Улучшается внимательность и обучаемость

Если ребенок не ходит, иппотерапия дает возможность пережить опыт самостоятельного вертикального передвижения.  В коре головного  мозга формируется алгоритм воспроизведения шагов,  научившись балансировать на лошади, ребенок переносит этот навык и на движения по земле.

Лечебная верховая езда активно применяется в мировой реабилитационной практике более 50 лет и доказала свою эффективность. Иппотерапия для детей — отличный способ «оживить» мыщцы, снять нервное напряжение и развить уверенность в собственных силах. Кроме того, это просто приятный вид времяпровождения, который любят все дети.

P.S. от родителя Ромы:

Мы пробовали эту терапию, водили Рому на занятие все лето, какого то либо заметного результата, лично я не заметил. Но знаю некоторых родителей, которые увидели результаты, в поведении своего ребенка уже через месяц. Это все индивидуально, кому то помогают лошадки, кому то дельфины) Мы – родители, всегда будем хвататься за любую соломинку, лишь бы попытаться помочь своему ребенку…

Иппотерапия реально помогает?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Другие виды анималотерапии

Мы рассказали о самых популярных видах зоотерапии, однако не только кошки, собаки и лошади способны лечить людей. 

Хорошо зарекомендовала себя дельфинотерапия, показанная детям, перенёсшим тяжёлые психологические травмы, имеющим врождённые дефекты и патологии в развитии. К этой же сфере можно отнести наблюдение за рыбами или другими аквариумными животными – они помогают успокоиться и снять напряжение.

Нельзя недооценивать целебную силу звуков – улучшить настроение помогут и красочные пернатые. Попугаи отлично подойдут детям, которые малоподвижны или имеют серьёзные проблемы со зрением.

К зоотерапии относится апитерапия и гирудотерапия – это лечение с помощью пчел и пиявок. Однако в отношении детей применяется редко, потому что такие процедуры имеют ряд противопоказаний.

Благодаря общению с животными, у детей повышается внимание, стимулируется вербальная и невербальная активность, компенсируется недостаток в телесном контакте и даже общении. Любое животное меняет атмосферу дома в лучшую сторону, а если у ребёнка проблемы со здоровьем, то попробуйте добавить зоотерапию к основному лечению.
 

Основные этапы программы

Занятия иппотерапией могут проводиться индивидуально или в группе. Периодичность занятий — 1-2 раза в неделю. Если пациент приезжий и проходит курс реабилитации на выезде, занятия проводятся ежедневно. Задействованы в ходе занятий будут сам пациент, лошадь, инструктор-иппотерапевт и коновод. Продолжительность одного занятия — 15-45 минут.

Итак, какие основные этапы включает лечение лошадьми?

  • Первый этап — ознакомительный (или адаптационный). На этом этапе изучается история болезни, назначается необходимый комплекс упражнений, происходит знакомство с лошадью, с инструктором, привыкание ребенка. Пациент может наблюдать, гладить животное, угощать его. Затем, когда адаптация прошла, можно садиться верхом и спешиваться. Обычно этот этап проходит быстро. Но некоторым детям может потребоваться и несколько занятий.
  • Второй этап — подготовительный (непосредственно перед выполнением основных упражнений). На этом этапе лошадь уже приводят в движение. Ребенок привыкает к ходу лошади, учится держаться верхом, сохранять равновесие, правильно координировать свои движения — формируется правильная посадка. Могут выполняться упражнения.
  • Третий этап — основной. На этом этапе выполняются основные упражнения, которые назначил иппотерапевт.
  • Четвертый этап — заключительный. На этом этапе закрепляют результаты, корректируют неточности при выполнении упражнений.

Упражнения могут выполняться в различных положениях: лежа на животе, на спине, сидя лицом к шее лошади, сидя спиной. Инструктор может требовать выполнять упражнения с закрытыми глазами, когда лошадь стоит, идет шагом или рысью. Это могут быть разнообразные наклоны, смена положения на лошади, бросание мяча, различные упражнения на гибкость и другие движения. Сложность и характер упражнений зависит от заболевания пациента.

Понятно, что лошадь, которая используется для лечения, должна быть специально обучена, спокойна, непуглива и доброжелательна. Почти каждое животное можно подготовить для занятий. В иппотерапии избегают только лошадей «горячих» кровей. Например, у арабских чистокровных, ахалтекинцев, чистокровных верховых лошадей генетически заложено безудержное движение. Поэтому на такое животное нельзя сажать ребенка.

Другие статьи

Адентия у детей

После 10 месяцев жизни у ребенка должны появиться первые зубки. Если этого не происходит, то значит есть подозрение на адентию — полное или частичное отсутствие зубов. Синонимом термина является гиподентия и олигодентия. Это заболевание бывает первичным и вторичным. Во избежание различных осложнений необходимо сразу приступить к лечению.

Насморк в детском саду

Осенью дети не только отправляются в детский сад, но и начинают больше болеть. Иногда простуда и более коварные представители мира болезней проявляются не ярко — у ребенка появляется насморк, кашель и ничего более. Многие родители не оставляют ребенка дома, а отправляют в детский сад. Мы решили разобраться, является ли правильной подобная практика?

Где заниматься?

Не во всех конно-спортивных клубах есть терапевтические лошади и, тем более, специальные программы иппотерапии. Рекомендуем отнестись к выбору места для занятий внимательно, ведь от их результата, в некоторых случаях, зависит очень многое.

Москва:

ДЭЦ «Живая нить», Беговая аллея, дом 22, корпус 1 (на базе Центрального московского ипподрома)

КСК «Битца», Балаклавский проспект, дом 33

РБОО «Московский конноспортивный клуб инвалидов», Московская область, г. Химки, мкрн. «Планерная», владение 1 (на базе Олимпийского учебно-спортивного центра «Планерная»)

Санкт-Петербург

Конный клуб «Лада», 30-й километр Выборгского шоссе

РОО Центр взаимной интеграции «Аккорд», п. Левашово, ул. Труда, дом 4 (на базе КСК «Нева»)

Самара

Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия», ул. 9-я просека

Нижний Новгород

Конный клуб «Центавр», ул. Объединения, дом 3

Екатеринбург

Конный клуб «Тандем», ул. Проезжая, дом 265

Принятая терминология и состояние методики в разных странах

физиотерапиямедицинынетрадиционной медициныреабилитациитравмв англоязычной литературеВ немецкоязычной литературе

  • Hippotherapie (в англоязычном варианте Developmental Riding Therapy, Therapeutic Riding, Therapeutic Driving и Therapeutic Horsemanship) (иппотерапия) – лечение, назначенное врачом и проводимое физиотерапевтом, имеющим дополнительную специализацию в области именно использования лошади. В настоящее время в Европе и США иппотерапия рассматривается в качестве одного из методов физиотерапии в области нейрофизиологии, то есть применяется для восстановления и формирования моторных, речевых, эмоциональных, психических и волевых навыков.
  • Heilpädagogische Förderung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Facilitated Psychotherapy) (образование с лошадью) – методика общения с лошадью, использующаяся психологами и педагогами с целью развития личности, устранения психологических проблем и коррекции ряда психиатрических нарушений. Основная цель и задача данного направления – это интеллектуальное развитие и облегчение социальной адаптации.
  • Ergotherapeutische Behandlung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Assisted Therapy или Equine Facilitated Therapy) (обучение навыкам самообслуживания при помощи лошади) – методика, применяющаяся врачам-реабилитологами для того, чтобы человек овладел навыками самообслуживания, позволяющими ему не зависеть от окружающих в выполнении своих физиологических потребностей, а также совершать простые действия.

В России

райттерапии

Дополнительные опции

1. Корпус щита IP54 1000х650х300мм. + 4 000 р.

2. Корпус щита IP65 1000х600х300мм. + 10 000 р.

3. SMS-оповещение осостоянии АВР:  + 15 000 р.

4. Диспетчеризация АВР — 

(состояние вводов и автомата защиты , авария вводов) 

Интерфейс обмена — Ethernet или RS-485,

Поддерживаемые протоколы — Modbus.:  + 18 000 р.

Спецификация оборудования и цена на АВР-250-3 (250А)

Наименование Кол-во
1 Выключатель автоматический A2C 250 TMF 250-2500 3p F F 1
2 Выводы силовые выключателя KIT FC CuAl A2 250A (комплект из 2шт.) 1
3 Реверсивный рубильник OTM250E3CM230C до 250А 3-полюсный с моторным приводом 230В AC видимым разрывом с возможностью переключений под нагрузкой 1
4 Комплект клеммных крышек OTS250G1L/3 длинная серая комплект = 3 крышки 3
5 Контрольно-измерительная клемма OMZB18 (OT_160,,,250_C) 1
6 Миниконтактор реверсивный VB7-30-01 12A (400В AC3) катушка 230В АС 1
8 Кнопка MPMT3-11R ГРИБОК красная (только корпус) с подсветкой с усиленной фиксацией 40мм отпускание поворотом 1
9 Монтажная колодка MCBH5-00 (на 5 элементов) 1
10 Патрон MLBL-07R со встроенным светодиодом красный 230В AC 1
11 Контактный блок MCB-20 фронтального монтажа 2НО 1
12 Контактный блок MCB-01 фронтального монтажа 1НЗ 1
13 Контакт доп.OA1G10 для ОТ16..125F, FT, OT200…2500E 2
14 Трехфазное реле контроля напряжения CM-PFS.S (контроль обрыва и чередования фаз) 3×200-500В AC, 2ПК, винтовые клеммы 2
15 Переключатель ONWS2PBR 2-х поз.(1-2) (двухуровневый) РФ 1
16 Шина прямоугольного сечения CU (Медь) 20х5 4,8
17 Изолятор M6 2
18 M4/8.SF Клемма винт 4мм.кв. 6
19 Лампа CL-523G зеленый со встроенным светодиодом 230В AC 2
20 Корпус металлический ЩМП-5-0 36 УХЛ3 IP31 1000х650х300мм. 1
21 Провод, маркировка, короба, наконечники, профиль. 1

Симптомы ДЦП

Детский церебральный паралич проявляется разными симптомами. Клиническая картина всегда зависит от глубины и локализации поражения структур мозга. В первые дни жизни крохи могут наблюдаться следующие признаки:

  • застывание в одной позе;
  • непроизвольные движения (например, частое кивание головой);
  • асимметрия тела (одна ручка может быть сильно напряжена, а вторая неподвижна и расслаблена);
  • разная длина/толщина конечностей;
  • судороги;
  • беспокойный сон;
  • вялое сосание груди.

Примерно в 3 месяца симптомы ДЦП становятся более выраженными. Среди них:

  • задержка в формировании двигательных навыков;
  • неумение держать голову, переворачиваться;
  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • неспособность осознанно двигать конечностями;
  • неумение удерживать игрушки.

Если ребенка с ДЦП поставить на ножки, он сразу встает на цыпочки, а не на полную стопу.

Недостаточная иннервация речевого аппарата при болезни ДЦП обуславливает нарушения произносительной стороны речи. Парезы при параличе могут быть только с одной стороны или охватывать все конечности. Если наблюдается слабость мышц гортани и глотки, у пациента возникают проблемы с глотанием. Со временем диагностируется отставание паретичных конечностей в физическом развитии — они становятся тоньше и короче здоровых. Формируются типичные для детского церебрального паралича скелетные деформации (искривление грудной клетки, сколиоз).

В некоторых случаях детский церебральный паралич протекает с ограничением пассивных движений в суставах паретичных конечностей, что еще больше усугубляет имеющиеся двигательные нарушения. Деформации скелета и расстройства моторики при заболевании приводят к появлению хронических болей в шее, плечах, ступнях и спине. Среди прочих симптомов ДЦП у детей:

  • функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта;
  • косоглазие;
  • непроизвольные двигательные атаки (кивки и повороты головы, гримасы на лице, подергивания, вычурные движения и позы);
  • недержание мочи;
  • расстройства дыхательной функции;
  • эпилепсия (у 20-40% больных);
  • проблемы со зрением (60% пациентов);
  • полная глухота или тугоухость;
  • эндокринные патологии (у половины детей диагностируются ожирение, задержка роста, гипотиреоз и пр.).

Детский церебральный паралич нередко сопровождается олигофренией (степени могут быть разными), расстройствами восприятия, задержкой психического развития, нарушением способности к обучению. У 35% больных детей уровень интеллекта нормальный, у 33% отмечаются незначительные отклонения в умственном развитии.

ДЦП – это хроническая, но не прогрессирующая болезнь. С годами у ребенка могут выявляться ранее скрытые симптомы патологии, из-за чего родители думают, что состояние усугубилось. На самом деле, это «ложная прогрессия». Ухудшение самочувствия обычно обусловлено вторичными осложнениями – инсультом, эпилепсией, кровоизлиянием, соматическими заболеваниями, применением наркоза.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Иппотерапия в реабилитации детей с аутизмом

Одним из важных направлений работы в иппотерапии является взаимодействие с детьми, в анамнезе которых расстройство аутистического спектра (РАС). Для детей с подобными нарушениями — лошадь часто становится тем безопасным мостом во внешний мир, при помощи которого они учатся с ним взаимодействовать.

Психолого-педагогическое воздействие

Иппотерапия для аутистов является психолого-педагогическим методом лечения.

«Стандартное занятие» по иппотерапии строится из нескольких этапов, каждый из которых преследует свою цель:

  1. Подготовка к занятию. Включает в себя момент ожидания для формирования умения «потерпеть и подождать». Очень часто ребенок с РАС, который не умеет ждать и впадает в истерику при такой необходимости, спокойно ждет начала своего занятия. Он надевает шлем, «готовит» угощение для лошади, проходит к монтуару.
  2. Посадка на лошадь для особенного ребенка каждый раз это преодоление себя и необходимость взаимодействовать с животным, инструктором по иппотерапии одновременно. Плюс вырабатывается координация движений.
  3. Иппотерапия и упражнения. Само занятие включает езду верхом с разной степенью свободы, в зависимости от подготовки ребенка. Опытные наездники работают на корде, для «начинающих» лошадь под уздцы ведет коновод. Занятие проводит инструктор по иппотерапии, который идет рядом с ребенком. Выбор упражнений и методы иппотерапии для каждого ребенка индивидуальны.
  4. Спешивание с лошади. Конец занятия предполагает обязательную благодарность лошади. Освоение данного этапа иногда затягивается на годы – настолько трудно ребенку с аутизмом дается преодоление себя.

Однако польза иппотерапии и влияние лошади на ребенка с аутизмом ограничивается не только психологией и воспитательными моментами.

Физическое воздействие

Большое значение имеет иппотерапия при аутизме для физического развития ребенка. Нагрузка при езде верхом:

  • автоматически формирует правильную осанку;
  • укрепляет мышечный корсет всего тела;
  • помогает ребенку сформировать понятие о границах своего тела, ощутить его физическую работу.

Физическое воздействие лошади на ребенка с РАС более многогранно, чем простая тренировка мышц. Сюда входит комплексное влияние теплого, живого тела животного, равномерное успокаивающее покачивание, которое невольно передается наезднику.

Верховая езда, пусть даже шагом и с коноводом вызывает у большинства детей неподдельный восторг. Надолго заряжая их положительными эмоциями.

Статья в тему: Дельфинотерапия при аутизме

Лечебные эффекты

Эффективность иппотерапии доказана давно и подкреплена результатами, полученными в ходе лечения. Конечно, в сложных случаях нужно заниматься годами, а это большой труд. Но это того стоит. Некоторым пациентам достаточно нескольких занятий, и можно заметить видимые изменения, однако это встречается редко.

Встречаются очень тяжелые случаи заболеваний у детей-инвалидов. Например, известно, что тонус в мышцах у детей, больных ДЦП, настолько сильный, что прощупать их иногда не удается и опытному врачу или массажисту.

Благодаря занятиям улучшается общее физическое состояние пациента, снимаются спазмы, улучшается координация движений. Ребенок лучше ориентируется в пространстве. Ну и психологический фактор играет важную роль — появляется уверенность в своих силах.

Что касается детей-аутистов, то здесь занятия иппотерапией несут только психологическую нагрузку. Эффект от занятий иногда заметен сразу. Дело в том, что ребенок и лошадь очень тесно взаимодействуют. Это может напоминать ему дружбу.

Занятия с лошадью помогут скорректировать осанку. Если степень заболевания невысокая, все изменения позвоночника обратимы. Даже спустя некоторое время после занятий иппотерапией остается рефлекс выпрямления спины, его нужно просто поддерживать.

За границей иппотерапию начали использовать раньше, и список заболеваний, подвластных этому методу лечения, у них несколько больше. Так, например, помимо выше перечисленных проблем, с помощью иппотерапии лечат еще ожирение и целлюлит. Инструктор разрабатывает специальный комплекс упражнений на лошади, чтобы пациент мог справиться с лишним весом.

Лошадь — животное очень умное, обладающее феноменальной памятью. Она запоминает привычки человека, его походку, жесты, мимику, очень хорошо чувствует эмоциональное состояние человека и улавливает его настроение и интонацию. Несмотря на свои размеры, лошадь полностью предсказуема для человека. Именно это является залогом успеха при лечении. Человек очень легко идет с лошадью на контакт и полностью ей доверяет.

Ссылка на основную публикацию