Приложение 3. информация о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов

Кого можно принять на квотируемое рабочее место в 2017 году

На рабочие места, зарезервированные в рамках выполнения федеральных и региональных квот, можно принимать только представителей той социальной группы, для которой они создавались. Если подходящих вакантных мест на предприятии нет, их нужно создать. Каждый работодатель, выполняющий квоты и тем самым участвующий в федеральной социальной программе, должен разработать и утвердить локальные нормативные акты, регулирующие порядок трудоустройства представителей льготных категорий.

На практике многие работодатели, не желая принимать на работу инвалидов и других льготников, намеренно создают малопривлекательные для соискателей вакансии. Как правило, речь идет о низкооплачиваемых или не требующих квалификации работах. Например, предлагают в отчетах для центра занятости и объявлениях о трудоустройстве должность «озеленитель, квотируемое рабочее место», а в описании указывают низкий (на уровне минимально допустимого) размер зарплаты и перечисляют широкий спектр непростых должностных обязанностей.

Поэтому законом предусмотрены ежемесячные отчеты о выполнении социальной программы. В отчетах описывается каждое квотированное рабочее место: что это за должность, принят ли на нее сотрудник по соответствующей квоте, а если место освобождается в результате увольнения льготника, приходится указывать причину прекращения трудовых отношений.

О грядущих изменениях в сфере трудоустройства лиц с особыми потребностями читайте в статье «Станет ли работодателям выгоднее нанимать инвалидов». Эксперт рассказывает о новых тенденциях и готовящихся законопроектах, а также разъясняет порядок расчета квоты для больших и малых предприятий.

Условия труда

Сложнее всего организовать подходящие условия труда для инвалидов, которые являются самой незащищенной и одновременно самой хлопотной для трудоустройства группой.

Принимая на работу такого сотрудника, работодатель должен помнить о том, что нужно не только зачислить человека в штаб, но и организовать для него достойное рабочее место:

  • Инвалиды I и II групп должны работать не больше 35 часов в неделю. При этом зарплата должна им выплачиваться как за полный рабочий день.
  • Инвалиды не должны работать ночью (во время с 22 вечера и до 6 утра). При этом, если у человека есть противопоказания для ночной работы, он не может работать в ночь вообще. Если же он считает себя способным работать в ночь и не имеет противопоказаний, он может выйти в ночную смену, составив и подписав заявление о том, что делает это добровольно, без давления со стороны работодателя.
  • Инвалиду должны быть созданы специальные условия труда, соответствующие его индивидуальной программе реабилитации. Так, для инвалидов-колясочников нужно будет оборудовать удобные пандусы, для глухих – дублировать информацию надписями, немым предоставить возможность общаться альтернативным способом, к лицам с нарушениями интеллектуального развития приставить помощника, который будет контролировать работу.
  • Инвалиды могут отказаться от сверхурочной работы и работы в праздники или выходные. Если же работник не собирается отказываться, ему также нужно составить заявление и подписать его. При этом время переработки не должно составлять больше 4-х часов в два дня или 120 часов в год.
  • Инвалиды имеют право взять неоплачиваемый отпуск на 60 дней в любое время, если состояние здоровье сотрудника этого требует.

Остальные группы граждан, попадающие в квоту, не имеют столько специфических требований к условиям труда.

Определение квотируемого рабочего места

Квота на рабочее место подразумевает под собой наличие определенного количества вакансий, какие предназначаются специально для устройства на работу лиц особой категории. Данные категории граждан определяются нормативно правовыми актами муниципального или федерального значения. И являются обязательными для того населения, которое сталкивается с проблемами трудоустройства.

К особой группе такого населения относят людей, какие не могут найти подходящую работу в связи:

  • с состоянием здоровья;
  • с возрастом. Так как многие компании не хотят брать на работу сильно молодых лиц или лиц преклонного возраста;
  • с отсутствием соответствующего опыта.

При этом фирмы, которые берут к себе в штат таких работников, получают хорошие льготы от государства.

Общее количество предоставляемых предприятием рабочих мест по квоте, в первую очередь зависит от:

  • численности штата;
  • размера квоты, который имеет процентное выражение, и зависит от наличия общего числа рабочих мест в организации.

Необходимо знать, что люди с ограниченными физическими возможностями являются единственными, кто может беспрепятственно трудоустроиться по квоте. Так как устройство на работу данной категории населения регламентируется действующими государственными нормативно правовыми документами.

Кому положена квота

Квотирование рабочих мест позволяет работникам, испытывающим трудности с поиском работы, получить официальное рабочее место. Эта программа, разработанная государственными органами, направлена на поддержку мало защищенных социальных слоев. Эта программа позволяет людям, относящимся к данной категории лиц, обеспечить нормальную жизнедеятельность. Положение о квотировании подразумевает следующие действия со стороны работодателя:

  1. Предоставление льготным работникам облегченные условия трудовой деятельности.
  2. Предоставление социальных гарантий.
  3. Право на укороченную рабочую неделю либо трудовой день.
  4. Право на дополнительный отдых и возможность оздоровления.

К категории тружеников, которым предоставляются льготы можно отнести инвалидов, детей-сирот, выпускников закрытых образовательных учреждений, а также людей, не имеющих опыт трудовой деятельности. Согласно установленным правилам, администрация компании, принимающей труженика на квотируемое рабочее место, обязуется предоставить все необходимые условия для полноценного ведения трудовой деятельности.

Инвалиды

Законодательство «О защите инвалидов» был принят более двадцати лет назад. В этом законе приводится свод правил, относящихся к квотированию вакансий, которые предназначены лишь для данной категории населения. Согласно этому закону, общее число вакансий, предусмотренных для инвалидов, рассчитывается на основе общего размера штата работников компании

Важно отметить, что общее количество квот устанавливается региональным законодательством

Закон обязует каждого нанимателя резервировать места для работников, имеющих первую либо вторую степень инвалидности

Следует обратить внимание на то, что данной категории работников предоставляется ряд социальных льгот. В первую очередь, данным работникам предоставляется возможность сокращения рабочего дня

Также следует сказать о том, что труженики, относящиеся к данной категории, не могут выполнять свои трудовые обязательства в ночные часы. Специалисты отмечают, что действующее законодательство не запрещает трудоустройство инвалидов третьей группы на зарезервированные места.

Каждая компания, имеющая в своем штате льготных работников, обязана предоставлять данной категории тружеников дополнительные оплачиваемые отпуска. Помимо этого, в обязанность работодателя входит предоставление иных социальных гарантий и условий для трудовой деятельности. Нужно отметить, что все расходы, связанные с данными мероприятиями, оплачиваются самой компанией.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании

Другие категории граждан

Как уже было сказано выше, к сообществу льготных тружеников относятся не только инвалиды. К этой группе можно отнести лица, которые не достигли совершеннолетнего возраста, однако уже ведут трудовую деятельность. Согласно действующему трудовому законодательству, данной категории лиц также предоставляются облегченные условия для трудовой деятельности. Как показывает практика, многие работодатели не сильно желают принимать данную категорию работников из-за отсутствия опыта и необходимости обучения.

Порядок предоставления квотируемых вакансий контролируется региональными органами власти. На территории Московской области данные льготы предоставляются несовершеннолетним работникам, бывшим заключенным, детям сиротам и выпускникам закрытых образовательных учреждений. Нужно отметить, что квоты распространяются и на молодых специалистов, имеющих начальный или профессиональный уровень образования.

Трудоустройство вышеперечисленных лиц подразумевает ряд финансовых вливаний со стороны работодателя. Именно этот фактор является основной причиной нежелания компаний зачислять в свой штат работников, относящихся к льготной категории тружеников. Работникам, имеющим определенный опыт трудовой деятельности не нужно проходить дополнительное обучение, что позволяет работодателю сократить статью затрат. Именно для трудоустройства вышеперечисленной категории граждан, государством была создана программа о квотировании рабочих мест.

А что будет, если не выполнять квоты?

За невыполнение работодателем обязанности по созданию квотируемых рабочих мест предусмотрена административная ответственность. Штраф для должностного лица варьируется от 3 000 до 10 000 рублей, для юридического лица — до 50 000 рублей.

Также санкции накладываются на тех работодателей, которые не предоставляют отчетность в службу занятости, делают это несвоевременно, в частичном или искаженном виде.

У работодателя есть выбор: принять необходимое количество сотрудников на работу или же выплачивать в бюджет г. Москвы сумму, соответствующую минимальной зарплате таких неприятных на работу сотрудников.

Не смотря на то, что этот вариант кажется более простым и экономичным, на практике это не всегда так. Во-первых, работодателям, создающим квотируемые места, предоставляется экономическая поддержка от государства. Во-вторых, иногда реальный сотрудник обходится дешевле, чем выплата МРОТ в городской бюджет (например, если он трудоустроен на часть ставки).

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Согласно ч. 1, 2 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2016; далее — Закон № 1032-1) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. Одна из таких гарантий — квота для приема на работу инвалидов, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ).


Извлечение из Федерального закона № 181-ФЗ

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Также при расчете квоты не учитываются филиалы и представительства организации, расположенные в другой местности (Определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11395/12 по делу № А32-13713/11).


К сведению

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов освобождаются (ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Соответственно, размер квоты в своем регионе работодатель может узнать из соответствующего закона субъекта РФ. Так, например, согласно ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014) для работодателей со среднесписочной численностью более 100 человек квота установлена в размере 4 %: 2 % — для трудоустройства инвалидов и 2 % — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 данного Закона.

Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» (в ред. от 26.02.2010) для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов установлена в размере 2,5 % к среднесписочной численности работников.

Кроме того, нормативными актами субъекта РФ может регламентироваться порядок квотирования рабочих мест для инвалидов. Например, п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» (в ред. от 23.12.2015) установлено, что работодатели в месячный срок после регистрации в налоговых органах встают на учет в Центре квотирования рабочих мест.

Также нужно учитывать, что нормативными актами субъекта РФ в пределах квоты для приема на работу инвалидов устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства (ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ). Например, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 16.05.2016 № 313 на предприятиях со среднесписочной численностью от 35 до 100 работников — 1 специальное рабочее место; от 101 до 300 работников — 2; от 301 до 500 работников — 3; свыше 500 работников — 4 специальных рабочих места.

Реализация прав инвалидов

Основная категория работников, для которых гарантируется предоставление квоты — это инвалиды. Причем данная гарантия предоставляется им на федеральном уровне.

Соискатели могут обратиться к работодателю либо самостоятельно, либо после получения направления от центра занятости. В первом случае для подтверждения своего статуса они должны предоставить определенные документы, а именно:

  • справку медико-социальной экспертизы, в которой указывается группа инвалидности;
  • индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Без этих документов работодателю бывает сложно определить принадлежность соискателя ко льготной категории, поэтому трудоустраивать его на квотируемую должность он не обязан. Если инвалидность подтверждена и инвалид принят в штат, порядок его оформления на работу ничем не отличается от общих случаев.

Направление от центра занятости также возможно, поскольку работодатель обязан ежемесячно предоставлять туда отчет о наличии свободных мест и выполнении квоты. В этом случае для получения направления инвалиду необходимо, прежде всего, встать на учет в качестве безработного.

Стоит учесть, что в большинстве случаев инвалидам требуется организация особых условий работы, которые соответствуют их программам реабилитации.

Также работодатель должен соблюдать и другие законодательные гарантии, предусмотренные для таких работников: установить специальное оборудование, организовать сокращенную продолжительность рабочего времени, предоставлять дополнительный бесплатный отпуск и т. п.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы

Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.

Другие возможные категории для квотирования

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения. Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Кому представляются такие рабочие места?

В разных регионах квота может обязывать работодателя предоставлять места для трудоустройства разным категориям лиц. Две из них всегда остаются неизменными:

  • Инвалиды. Первая и вторая группа могут рассчитывать на льготы, короткий рабочий день и возможность не работать по ночам. Инвалидов третьей группы также можно брать по квоте, и это не будет противозаконным.
  • Дети от 14 до 18 лет. В этом возрасте устроиться на работу сложно: слишком много поблажек в Трудовом кодексе, которые невыгодны работодателю. Именно для того, чтобы подростков все же брали на работу, и существует квота.

Кроме того, в разных регионах страны существуют квоты для:

  • Выпускников детских домов, которые зачастую мало приспособлены к жизни.
  • Заключенных, вышедших на свободу, которых не хотят брать из-за судимости.
  • Выпускников училищ, которые ещё не достигли возраста 20 лет и которым из-за молодости может быть крайне сложно устроиться.
  • Детей из неполных семей, которым часто бывает нужно обеспечивать семью на равных с родителем.
  • Детей из многодетных и малообеспеченных семей, которые часто идут на работу рано и без толкового специального образования, чтобы помочь семье.
  • Лиц пенсионного возраста, которым может быть тяжело устроиться из-за предубеждения работодателя против пенсионеров.
  • Ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
  • Несовершеннолетних, которые только выпустились из воспитательной колонии и также не пользуются популярностью у работодателей.
  • Одиноких матерей, которым нужно заботиться о ребенке.

Все зависит от региональной власти и того, насколько много льгот она готова предоставлять и отслеживать.

Подробную информацию о квотах для инвалидов вы можете узнать из следующего видео:

Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда

Таблица 1

Наименование

Количество рабочих мест и численность работников, занятых на этих рабочих местах

Количество рабочих мест и численность занятых на них работников по классам (подклассам) условий труда из числа рабочих мест, указанных в графе 3 (единиц)

класс 1

класс 2

класс 3

класс 4

всего

в том числе на которых проведена специальная оценка условий труда

3.1

3.2

3.3

3.4

10

Рабочие места (ед.)

Работники, занятые на рабочих местах (чел.)

из них женщин

из них лиц в возрасте до 18 лет

из них инвалидов

Дата составления: 18.08.2014    Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда      Начальник отдела        охраны труда         Петров    Степан Иванович Петров   18.08.2014    -------------------     --------  ------------------------  ----------        (должность)         (подпись)         (Ф.И.О.)            (дата)    Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:        Технический          директор          Васильев   Иван Игоревич Васильев   18.08.2014    -------------------     --------  ------------------------  ----------        (должность)         (подпись)         (Ф.И.О.)            (дата)      Начальник отдела       строительства         Семенов  Роман Викторович Семенов  18.08.2014    -------------------     --------  ------------------------  ----------        (должность)         (подпись)         (Ф.И.О.)            (дата)    Эксперт(ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:                             Борисов    Петр Аркадьевич Борисов  18.08.2014    _______________________ ---------  ------------------------  ----------    (N в реестре экспертов) (подпись)         (Ф.И.О.)            (дата)

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники из строки «Работники, занятые на рабочих местах (чел.)» столбцов 6, 7, 8, 9, 10, т.е. в нашем случае — 2 человека.

Обратите внимание, что учитывается количество работников, а не рабочих мест, поэтому строка «Рабочие места (ед.)» не принимается во внимание вообще. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда (Приложение 3) и Инструкция по ее заполнению (Приложение 4) утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению»

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда (Приложение 3) и Инструкция по ее заполнению (Приложение 4) утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению».

Согласно нормам Закона N 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда не реже чем один раз в пять лет (указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда). При этом обязанность по организации и финансированию проведения спецоценки возлагается на работодателя. Исключение распространяется на условия труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Если специальная оценка условий труда, так же как и аттестация рабочих мест по условиям труда, в организации не проводилась, у работодателя не возникает возможность для обоснования наличия вредных и опасных условий труда на рабочих местах. В связи с чем для работодателей, численность работников у которых превышает 35 человек, квота для приема на работу инвалидов должна устанавливаться на среднесписочную численность работников.

К сведению

Обратите внимание, что размер квоты определяется отдельно для подразделений одной организации, расположенных в разных регионах, т.е. при общей численности работников организации более 100 человек, рабочие места которых распределены между несколькими регионами, эта организация может не подпадать под нормы квотирования по конкретным территориям, где численность работников менее установленной законодательством субъекта РФ

От соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов освобождаются работодатели, являющиеся общественными объединениями инвалидов, и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (ст. 21 Закона N 181-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию