Инвалидные коляски

Общественный транспорт для инвалидов-колясочников

Электропоезда

Погрузка инвалида-колясочника в трамвай c помощью выдвижного пандуса

В принципе, и ранее при проектировании высоких платформ железнодорожного транспорта учитывались интересы лиц с ограниченными возможностями. Но наблюдаются тенденции

  • В трамваях — понижение уровня пола прежде всего в связи с более ранним повышением нагрузки на данный вид транспорта, что ускоряло посадку и высадку.
  • Уменьшение количества стоячих мест в вагонах поездов из-за критической пропускной способности, связанной с разрастанием городов с выделением просторной площадки, где можно разместить и багаж, и коляски.

Однако по общей тенденции начинают размещаться и лифты для инвалидов.

Иной городской транспорт

Первым этапом был разработан низкопольный транспорт. Смысл заключается в том, что оборудование размещается в основном районе колёсных арок (тележек в вагонах), а также в промежутке между кабиной водителя и ближайшей колёсной аркой. Дополнительное оборудование размещается на своеобразном постаменте под блоком сидений, а место в районе средней двери отводится под накопительную площадку, где может быть размещён багаж, детские и инвалидные коляски.

Однако данные (относится только к безрельсовым) транспортные средства в настоящее время не лишены недостатков

  • За счёт ведущих трёх осей имеют ограниченную маневренность. Существуют модели (наиболее известная в РФ ПАЗ 3237), лишённая данного недостатка, но за счёт малого числа посадочных мест (18+36/18+20+2 коляски) ограниченна в выборе маршрутов.
  • Низкопольники менее удобны в условиях больших пассажиропотоков по причине узкого прохода между задними колёсными арками и отсутствия задней накопительной площадки. Однако в моделях произведённых заводом МАЗ этот недостаток уменьшен по причине другой конструкции заднего ведущего моста и уменьшенного числа сидячих мест

Вторым этапом разработана выдвижная аппарель, поднимаемая специальным ключом кондуктором (в некоторых странах выдаётся и колясочникам) для облегчения въезда.

Низкопольный транспорт ставится прежде всего на внутрирайонные маршруты, а также при возможности пересадки на другой приспособленный транспорт.
Следует отметить, что с середины 2000-х годов г. Москва закупает только низкопольные автобусы, троллейбусы и электробусы.

Специфические разновидности

Среди кресел для людей с ограниченными способностями выделяется несколько специфических категорий, представленных, в том числе, моделями Армед.

Модели для детей

Инвалидная коляска для детей

Чтобы выбрать модель для ребёнка, нужно учитывать возраст и тип заболевания. Модель Армед FS958LBHP имеет размеры сиденья 38 сантиметров. Габариты её в разложенном состоянии – 52х118 см.

Модели колясок инвалидных для детей младшего возраста от Армед с виду могут практически не отличаться от обычной прогулочной детской коляски. Модель Армед FS258LBYGP удобна тем, что кресло легко снимается с рамы и может использоваться в качестве автомобильного кресла для ребёнка. Сама рама имеет компактные размеры в сложенном состоянии.

Детская инвалидная коляска для детей с ДЦП от компании Армед имеет специальные фиксаторы положения тела и головы, абдуктор, позволяющий избежать самопроизвольного винтового скрещивания ног, надёжные привязные ремни. Отличным вариантом является коляска модели Армед Н 006, которая стоит около 40000 рублей.

Облегчённые модели

Облегченная модель инвалидной коляски

Если вам нужно выбрать инвалидную коляску Армед или другой марки для путешествий, немаловажным фактором выбора станет небольшой вес и размеры реабилитационного устройства, а также возможность легко её сложить инвалиду самостоятельно при пересаживании в машину или сопровождающему.

Отличным выбором станет модель Армед FS872LH, имеющая вес всего 12 килограмм и размеры в сложенном состоянии всего 260 мм.

Спортивные варианты

Спортивный вариант инвалидной коляски

Такие модели используются очень активными людьми, имеющими инвалидность, а также спортсменами инвалидами. Спортивные модели Армед имеют небольшой вес, компактные габариты, усиленную раму. Чаще всего они изготавливаются без подлокотников или с очень небольшого размера подлокотниками.

Реабилитационная техника пассивного типа

Реабилитационная техника пассивного типа

Модели пассивного типа, наоборот, предназначены для людей, имеющих очень малую подвижность и проводящих большую часть своей жизни сидя. Они имеют удобное кресло анатомической формы, подголовники, удобные подлокотники. Подушки сиденья, спинки, подлокотников имеют специальный наполнитель, предотвращающий появление пролежней.

Кресло пассивного типа имеет несколько позиций трансформирования, вплоть до положения «лёжа». Часто пассивная коляска оборудуется электроприводом.

Типы инвалидных колясок

Не знаете, какой ширины инвалидная коляска? В первую очередь стоит ознакомиться с ее видами. Именно от типа и модификации зависят ее габариты.

Разновидности реабилитационного оборудования для передвижения:

  1. Активный тип. Коляски этого вида предназначены для самостоятельного передвижения пациентов. Они изготовлены из прочных материалов для длительных нагрузок, но имеют несколько облегченную конструкцию для удобства передвижения.
  2. Рычажной/механический привод. Устройства оснащены пневматическими шинами, которые позволяют использовать коляску на разной поверхности. Здесь при выборе нужно учитывать ширину инвалидной коляски по колесам. Конструкция надежна, безопасна, имеет регулируемую спинку. Может использоваться даже лицами, которые активно занимаются спортом.
  3. Электрическая кресло-коляска. Предназначена для свободного передвижения как дома, так и на улице. Работает конструкция от батареек, оснащена пультом управления. Ее управление не требует особых усилий. Преимуществами такой коляски является удобство и легкость использования, к минусам относится высокая стоимость.
  4. Спортивная коляска. Оборудована для занятий различными видами спорта. Колеса таких колясок расположены под углом, но являются мобильными и устойчивыми.
  5. Детские кресла. Чаще всего изготавливаются под заказ, учитывая размеры ребенка. Спинка в таких конструкциях должна регулироваться.
  6. Санитарное устройство. Это коляска, которая оснащена определенными удобствами (к примеру, съемным судном). В ней можно принимать душ или посещать туалет.

Бортики и горизонтальные площадки

Верно сконструированный и установленный пандус для людей с ОВЗ должен быть оснащен специальными ограничителями, которые имеют вид бортиков. Данное дополнение предоставит возможность больным людям безопасно передвигаться по наклонной дорожке. По ГОСТу необходимо устанавливать ограждения, имеющие размеры в высоту 5 и более сантиметров.

В местах, где пандус ограничен сплошными перилами либо близкорасположенной стеной, правила по установке бортиков не являются актуальными. Все наклонные поверхности для людей с ОВЗ оснащаются горизонтальными площадками, расположенными в начале подъема и спуска. Их минимальные габариты, согласно нормативу, равны 1,5×1,5 м.

Если наклонная дорожка слишком длинная, то есть превышает 9 метров, то ее необходимо разделить на несколько лестничных маршей так, чтобы между ними были обустроены горизонтальные площадки. Последние обязательно создаются при каждом изменении направления наклонной линии, которой пользуются инвалиды.

Совет! Если пандус создается для одного человека, то его габариты можно вычислить индивидуально. За основу для конструирования, как правило, берутся размеры инвалидной коляски.

Высота подлокотников

Этот критерий играет немаловажную роль для обеспечения комфортности сидения пациента в реабилитационном оборудовании. Чтобы определить необходимый размер, стоит измерить расстояние от локтей до сидения плюс 2,5 см. Именно на этом уровне должны располагаться подлокотники. Лучше выбирать регулируемые, чтобы подобрать их расположение индивидуально, а не руководствоваться стандартами.

Если подлокотники располагаются низко, это может сказаться на осанке, повысить утомляемость человека и даже привести к затруднению дыхательной функции. Если же слишком высоко – они перестанут выполнять свою задачу, а именно поддерживать предплечья.

Дорожка от парковки до входа

Зона шириной 1,2 м, выделенная для проезда кресла-коляски, также обозначается специальной разметкой для выдерживания определенного расстояния между автомобилями. При наличии такого обозначения другие автомобилисты не вправе ставить свои машины между машинами нетрудоспособных граждан – для этого могут быть использованы диагональные линии на асфальте, похожие на разметку островков безопасности.

Если к безопасной территории примыкает тротуар, то он должен быть оборудован бордюрным пандусом или бортовой камень должен быть ниже стандартного – это обеспечивает свободный заезд лица с инвалидностью на пешеходную зону. При этом пандус следует изготавливать из покрытия, которое обеспечит удобный переход с парковки на тротуар.

История

Конфуций и дети

Обратите внимание на ручную тележку, которая используется для транспортировки мудреца — предположительно, вид транспорта, знакомый художникам ранних Цин (1680). Первоначально инвалидные коляски были изобретены в 6 в

до н. э. в Китае.

Первоначально инвалидные коляски были изобретены в 6 в. до н. э. в Китае.

Гарри Джиггинс был первым, кто наладил серийное производство лёгких стальных инвалидных колясок для помощи другу, который повредил спину в результате аварии в шахте.

Современную инвалидную коляску, управляемую руками, изобрел Эмик Авагян, который сам с рождения был инвалидом. В 1961 г. президент США Джон Кеннеди удостоил его награды за неоценимый вклад в решении проблем всемирного значения.

Поручни

Поручни также должны строго соответствовать определенным требованиям ГОСТ, а также нормам СНиП:

  1. В случаях, когда высота подъема конструкции превышает 15 сантиметров, а длина 180 сантиметров, наличие поручней является обязательным.
  2. Такие ограждения предусмотрены по всей длине инвалидного пандуса с обеих его сторон. Кроме того, они должны быть длиннее самой конструкции на 30 сантиметров, а их допустимый диаметр составляет 30-50 миллиметров.
  3. Поручни, которые монтируются на пандусах для инвалидов, должны быть протянуты по всей длине конструкции.
  4. Рекомендуется монтаж поручней на высоте 60, а также 80 сантиметров. Для детей, передвигающихся в инвалидных колясках, поручни крепятся на высоте 50 сантиметров.
  5. Для предупреждения соскальзывания коляски устанавливаются специальные бортики по краям сооружения, высота которых составляет 5 сантиметров.

Из серии — лишь бы было…

Примеры поручней на пандусах, предназначенных для перемещения инвалидов, можно видеть на этих фото.

Монтаж нержавеющего пандуса

Выбор конструкции

При выборе данной конструкции надо учитывать следующие важные моменты:

Если предполагается индивидуальная эксплуатация конструкции, для удобства следует учесть параметры инвалидной коляски: количество, высоту и толщину колес, а также расстояние между ними.
Соединительные перегородки, по которым перемещается коляска, не должны мешать пешеходам.
На плоскость конструкции, по которой осуществляется движение, должно быть нанесено специальное покрытие, предотвращающее скольжение.
Важно учитывать и то, из какого материала выполнено устройство, чтобы избежать повреждений лестницы.
На пандусе должны быть предусмотрены специальные демпферы, способствующие бесшумной эксплуатации устройства.

Простой съемный вариант

Важно помнить, что самое главное в выборе и использовании указанного изделия – строгое соблюдение норм СНиП и ГОСТ, дабы обеспечить безопасность лиц, пользующихся пандусом

Медицинская и социальная реабилитация инвалидов

Существуют несколько общепринятых взглядов на проблемы инвалидов. До последнего времени была наиболее распространена так называемая медицинская точка зрения, согласно которой проблемы людей с инвалидностью заключаются в их неполноценности, что требует создания специальных учреждений для изолирования инвалидов и обслуживания их специально обученными людьми.

Сейчас всё больше активно развивается другая концепция – социальная. Согласно ей, проблемы инвалидов связаны с недостаточным развитием социальной среды, позволяющей инвалидам полноценно участвовать в жизни общества. В 2006 году была принята Конвенция ООН, направленная на защиту прав инвалидов. Россия является одной из стран, ратифицировавших положения этой конвенции.

Реабилитация инвалидов

Но подписать и ратифицировать Конвенцию – это даже не полдела. Гораздо сложнее воплотить в жизнь то, что написано на бумаге. Большинство наших домов не оборудовано пандусами для проезда прогулочной инвалидной коляски, а размеры дверных проёмов и лифтов не соответствуют ширине инвалидной коляски. Не имеет государство и достаточных финансовых возможностей обеспечения нуждающихся современными инвалидными колясками по доступной цене.

Конечно, мероприятия, направленные на реализацию пунктов этой конвенции, уже начали проводиться государством. Объекты социального назначения оборудуются для свободного передвижения людей в инвалидных креслах-колясках, а в нормы на проектирование и строительство внесены изменения, касающиеся создания доступной среды для человека, частью повседневной жизни которого является коляска.

Раз инвалидное кресло является столь неотъемлемой частью жизни человека с ограниченными возможностями, то и выбору модели следует уделить особое внимание

Как выбрать подходящую модель

Разнообразие ассортимента реабилитационной техники приводит к сложной проблеме выбора подходящей модели, особенно если приобретать техническое устройство приходится для близкого человека, без собственного понимания потребностей больного.

Предварительно перед выбором нужно проконсультироваться у лечащего врача, какое именно кресло требуется больному.

Инвалидные коляски с электроприводом при соответственном устройстве дома – организации достаточного места для манёвров коляски, можно использовать как для улицы, так и в помещении. К сожалению, прогулочные инвалидные коляски с электроприводом довольно дорого стоят, что часто недоступны многим. Стоимость не самой сложной модели кресла-коляски прогулочной с электроприводом – около 100000 рублей.

Чтобы выбрать кресло-коляску, сначала нужно определить, для каких целей она нужна: для перемещения по улице или в помещении и нужна ли складывающаяся конструкция.

Если техническое средство перемещения необходимо для улицы, то лучше выбрать модель с пневматическими шинами, амортизирующими неровности дороги. Для помещения подойдёт инвалидная коляска на литых шинах, более долговечных и надёжных.

Самым важным фактором при выборе являются размеры инвалидной коляски. От того, насколько правильно подобраны размеры, зависит удобство инвалида, его безопасность и предотвращение возможных побочных заболеваний – пролежней, раздражения кожи, остеохондроза. 

Перед покупкой необходимо снять мерки с пациента, а потом тщательно обмерить выбранную модель коляски или уточнить эти размеры у менеджера, если нет возможности измерить коляску в магазине. Измеряются габаритные размеры инвалидной коляски: ширина и глубина сидения, высота спинки. Также большое значение имеют не только габариты, но и диапазон регулирования положения подлокотников и подножки.

Тонкости выбора

Какими должны быть размеры инвалидной коляски? Соответствующими параметрам пользователя. При определении размера учитывают следующие характеристики оборудования:

  • ширина между колёсами;
  • глубина кресла;
  • высота сидения, спинки, колёс.

Играют роль размеры кресла в сложенном и в разложенном виде. Чтобы не допустить ошибок, снимают замеры с ног, туловища, рук пользователя. Нельзя не учитывать вес инвалида. Для людей от 100 кг выпускают модели с усиленным каркасом. Традиционная конструкция не выдержит нагрузку, рано или поздно она сломается. Более того, во время эксплуатации возникнет ощущение дискомфорта. Неудобное кресло станет причиной нарушения кровообращения в области нижних конечностей. Последствия неправильного выбора коляски для инвалидов:

  • тромбоз;
  • варикозное расширение вен;
  • артроз суставов.

Нужно обязательно учитывать объём таза. Размеры традиционных сидений варьируются в пределах 43–46 см. Ни хрупким, ни крупным пользователям они не подойдут. Полный человек столкнётся с описанными выше заболеваниями, а худенький – с проблемами с позвоночником, который будет лишён поддержки.

Теперь скажем несколько слов о ширине. Габаритная коляска не отличается удобством при передвижении в помещении. Она не пройдёт в дверные проёмы, станет ненужным приобретением. Модели стандартных размеров – оптимальный выбор.

Хорошую инвалидную коляску можно назвать:

  • простой в управлении;
  • лёгкой по весу;
  • манёвренной в эксплуатации.

Нужны ли подлокотники, подголовник и подножки? Да, так как без опор тело быстрее устаёт. После активности рано или поздно возникает желание отдохнуть. Без подножки ноги отекут и начнут болеть.

Можно ли минимизировать участие инвалида при управлении коляской? Да, ограниченное количество движений делают владельцы электрооборудования. «Сердцем» такого кресла выступает мотор. Он упрощает эксплуатацию, обеспечивает оптимальную скорость передвижения и делает оборудование манёвренным.

После учёта всех вышеперечисленных моментов самое время обратить внимание на шины. Качественными считаются те, которые сделаны методом литья, но и современные пневматические аналоги демонстрируют неплохие показатели

Опять же, корректно выбрать колёса можно только после анализа условий эксплуатации.

Расположение относительно пандуса

Машино-места для автотранспорта нетрудоспособных лиц рекомендуется располагать поближе ко входу в здание, но не дальше 50 метров, вблизи жилых домой – не дальше 100 метров. Желательно их разместить с той стороны, где находится пандус.

В СП 59.13330 указаны обновленные размеры паркинга и задается варианты его обозначения. Разметка автомест для инвалидов в кресле-коляске выполняется по габаритам 6,0х3,5 м – это позволяет создать безопасную территорию сбоку и сзади автомобиля – 1,2 м. Такие размеры обусловлены наличием дополнительной дорожки для возможности проехать на инвалидной коляске, чтобы гражданин мог полностью открыть двери, достать кресло, сесть в него и проехать между другими авто.

Самые удобные модели

Какие инвалидные кресла-коляски считаются оптимальными по соотношению цена-качество? Лидерами по продажам в сегменте взрослых кресел считаются следующие модели:

  • Кресло-коляска Ortonica S 3000 – это спортивная коляска для взрослых, улучшенная конструкция которой позволяет повысить маневренность и удобство использования. Коляска имеет ручной привод, в комплект входят дополнительные фиксирующие устройства.
  • Кресло-коляска KY 123 с электрическим приводом предназначена для взрослых, которые могут с помощью пульта управления самостоятельно передвигаться. Коляска предназначена только для твердого и ровного покрытия и может развивать скорость до 6 км/ч.
  • Кресло-коляска UMBRELLA предназначена для детей с ДЦП, генетическими заболеваниями и грыжами спинного мозга. Внешне похожа на обычную коляску, но имеет ряд поддерживающих устройств и абдуктор.
  • Кресло-коляска «Отто Бокк» («Кимба») производится в Германии и имеет огромный диапазон настроек. Благодаря продуманному функционалу может использовать как дома, так и на улице для самых разных нужд. Главный недостаток этой коляски – ее стоимость.

Приобретение

Взрослые или дети с заболеваниями центральной нервной или опорно-двигательной системы могут получить это техническое средство реабилитации бесплатно. При оформлении индивидуальной программы реабилитации специалисты медико-социальной экспертизы укажут коляску в перечне индивидуальных средств. В зависимости от особенностей заболевания, возраста, веса для инвалида будут рекомендованы те или иные модели изделия.

Если стандартные бесплатные коляски не подходят ребенку или взрослому, следует подобрать нужные модели и обратиться в Фонд социального страхования (ФСС). Инвалид сможет приобрести удобную механическую, прогулочную коляску или модель с приводом, а затем получить компенсацию. Длительность службы коляски зависит от возраста пациента, ее технических характеристик. При износе техническое средство подлежит списанию с выдачей нового.

Критерии выбора

Чтобы выбрать самый функциональный и оптимальный вариант коляски стоит учесть то, где и как оборудование будет использоваться в первую очередь.

Что еще учесть при выборе:

  • особенность патологии опорно-двигательного аппарата у человека;
  • где будет использоваться конструкция больше (дома или на улице);
  • наличие подножек и противоопрокидывающей системы;
  • особенность рамы (складная для транспортировки или монолитная);
  • тип и ширина колес.

Главными параметрами при выборе коляски является ее ширина, глубина сидения и высота спинки. Чаще всего выбираются варианты активного типа, поскольку они комфортные, удобные, имеют небольшой вес, легко складываются в багажник любого авто. Среди этого варианта есть инвалидные коляски шириной 60 см.

При выборе детского реабилитационного оборудования стоит учесть возраст ребенка. Есть среди них базовые и активные модели. В отдельную группу стоит выделить коляски для детей с ДЦП. Они могут иметь различные приспособления в зависимости от возможностей и потребностей ребенка, чтобы обеспечить его безопасное пребывание в кресле

Важно, чтобы они были оснащены боковыми фиксаторами, была прочная и удобная спинка, единая подножка, фиксаторы головы и ремни

Расположение на стоянках разного типа

Если паркинг многоуровневый, то автоместа для лиц с инвалидностей необходимо располагать на этаже, который ближе всего к поверхности земли. Их необходимо группировать возле лифтов и выхода. Подъемники для перемещение нетрудоспособных граждан в инвалидной коляске обеспечивают связь парковки с другими этажами здания. Такие специальные приспособления должны быть отмечены спецобозначениями.

Кроме отдельных стоянок, паркинг для инвалидов может размещаться и вдоль проезжей части общего пользования. Но при этом предполагается выполнение несколько критериев:

  1. Специализированные парковочные автоместа вдоль транспортных коммуникаций следует располагать при уклоне автодороги меньше 1:50.
  2. Паркинг для нетрудоспособных лиц не допускается оборудовать на обочинах дорог. Это не соответствует требованиям безопасности – гражданин, выходя из машины, может сразу оказаться на проезжей части. Стоянку следует оборудовать только в «карманах» дороги.
  3. Габариты парковочных мест, которые располагаются параллельно бордюру, должны предусматривать доступ к задней части машины в целях использования пандуса или подъемника.

Таким образом, размеры знака «Парковка для инвалидов» по ГОСТу обеспечивают оптимальную организацию парковочного места для нетрудоспособного гражданина. Законодательство предусматривает обустройство автостоянок для лиц с инвалидностью.

Доступность зданий

Пандус

Ворота подъёмника в Хиросиме

Внешний лифт (только для инвалидов)

Кампания по приспособлению инфраструктуры началась в 90-х годах в США с принятием «Americans with Disabilities Act of 1990», создавшего Золотое правило.

Люди с ограниченными физическими возможностями должны иметь равный доступ, включая общественный транспорт и здания.

Доступ в здания и сооружения может быть осуществлён следующими средствами:

  • Пандус для заезда (обычно под углом до 7° или 10° при наличии перил)
  • Специальный лифт для колясочников или подъёмник (если по каким-либо причинам отсутствует пассажирский лифт)
  • Приспособление инфраструктуры
    • Более низкие кассовые боксы (на две кассы, возле каждой из которых может быть поставлена корзина). В остальное время используются как экспресс — кассы.
    • Более низкое размещение автоматов, кнопок и т. д.
    • Специальные туалетные комнаты для удобства перемещения.
    • Дополнительные откидные (боковые) сиденья в зрительных залах (коляска может быть поставлена на данное место).
  • Резервирование парковочных мест под специальные автомобили.

В ряде стран законодательно существует требование оборудовать пандус.
Однако стоит отметить, что в РФ крайне небольшое количество как жилых, так и общественных зданий приспособлено для использования инвалидами.

Ссылка на основную публикацию